Научная школа профессора Рычковой

Archived page There is an archived page. Information may be incomplete or outdated.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Основное направление научно-исследовательской работы доктора медицинских наук, профессора Л.С. Рычковой, стало складываться с 1978 года, когда после 4-х лет практической врачебной деятельности, была принята на должность младшего научного сотрудника научно-исследовательского сектора при кафедре психиатрии Челябинского Государственного медицинского института. В процессе деятельности была одним из активных разработчиков клинических аспектов острейшей социальной проблемы, посвященной формированию алкоголизма у лиц детско-подросткового и юношеского возраста. В тот исторический период развития нашего общества все материалы по проблемам аддиктивных расстройств носили «закрытый» характер, подвергались жесткой цензуре и публиковались чаще всего под грифом для служебного пользования (ДСП). Несмотря на трудности организационного характера, были проведены интереснейшие научные исследования, которые легли в основу кандидатской диссертации, успешно защищенную в 1985 году в Московском НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РФ по теме «Особенности раннего алкоголизма у подростков с легкой степенью дебильности экзогенной этиологии».

На протяжении всего творческого пути Л.С. Рычковой, ее постоянным консультантом и Учителем явилась видный детский психиатр, бессменно, в течение более чем 25 лет, возглавлявшая кафедру детской психиатрии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования (УГМАДО), профессор Н.Е. Буторина. Большое влияние на формирование клинического мышления Л.С. Рычковой оказала также Московская психиатрическая школа, в лице профессора с мировым именем, автора классического руководства по детской психиатрии В.В. Ковалева, ведущего специалиста в области олигофренологии, профессора Г.С. Маринчевой, а также профессоров И.Я. Гуровича, Н.К. Сухотиной, Ю.С. Шевченко, Ю.А. Александровского, Н.В. Вострокнутого; среди психологов, занимающихся проблемами детей с нарушениями развития это профессора Е.А. Стребелева, О.Н. Усанова, И.А. Коробейников. Из Санкт-Петербургской плеяды ученых большое влияние оказало общение с такими профессорами как Д.Н. Исаев, Л.Н. Шипицина, Л.И. Вассерман.

с 1981 года Л.С. Рычкова работает в системе постдипломного повышения квалификации врачей, являясь в течение 10 лет штатным сотрудником кафедры детской, подростковой психиатрии, медицинской психологии с курсом наркологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования. с 1991 года по настоящее время продолжает работать профессором кафедры ДПП, МП с УГМАДО и научным консультантом Центра психического здоровья Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1, что позволяет непосредственно внедрять в практику здравоохранения научные разработки.

При осуществлении лечебно-консультативной помощи детям с нарушениями психического развития в условиях детских клинических отделений ЧОКСПНБ № 1 определилось научное направление Л.С. Рычковой, связанное с разработкой клинической типологии школьной дезадаптации и профилактикой дезадаптационных состояний. Успешное решение этих вопросов предполагало наличие квалифицированных кадров, прежде всего педагогов-дефектологов. В связи с этим под руководством Л.С. Рычковой в структуре Челябинского института повышения квалификации работников образования в 1991 году была организована первая в Челябинской области кафедра дефектологии,  на базе которой стала проводиться целенаправленная подготовка педагогов-дефектологов с высшим образованием, а в 1993 году – открыт филиал дефектологического факультета Уральского гос.педагогического университета (г. Екатеринбург), который на протяжении 10 лет успешно готовил кадры специальных (коррекционных) педагогов для учреждений области. С 1996 года расширение научных интересов и необходимость их реализации позволили Л.С. Рычковой возглавить социальный факультет Челябинского государственного университета и кафедру медико-социальной коррекции и реабилитации. Дважды изучала опыт организации социальной службы и деятельность многопрофильных полипрофессиональных бригад в Великобритании. Активно внедряла концепции оказания медико-социальной и психологической помощи в структуру социальных служб г. Челябинска и области. В 1997 награждена дипломом Министерства общего и профессионального образования РФ за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью Министерства РФ по итогам открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в ВУЗах РФ.

С 1998 года, работая на кафедре общей психологии ЮУрГУ, под руководством д.пс.н., профессора Н.А. Батурина, благодаря его большой поддержке, получила возможность реализовать творческий потенциал и обобщить богатый опыт многолетней деятельности, подготовив докторскую диссертацию на тему «Клиническая типология школьной дезадаптации у детей с легкой умственной отсталостью» (клинико-психопатологические и социально-психологические аспекты), защита которой успешно прошла в Томском НИИ психического здоровья Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (2004). по материалам диссертации оформлен патент РФ на изобретение № 2230480 «Способ диагностики клинических типов школьной дезадаптации, установление особенностей возрастной динамики и прогноза дезадаптационнных состояний детей с легкой умственной отсталостью».

Л.С. Рычкова возглавляет одно из приоритетных научных направлений на факультете психологии «социально-психологические аспекты расстройств адаптации у лиц с ограниченными возможностями здоровья», под ее руководством успешно защищены 3 кандидатские диссертации (2006 – 2010 гг.), является руководителем у трех аспирантов и трех соискателей.

Л.С. Рычкова является членом Совета специалистов специального (коррекционного) образования, председателем секции «Специальная психология» регионального отделения РПО; независимым экспертом комиссии по аттестации врачей-психиатров ЧОКСПНБ № 1.

всего опубликовано более 150 научных и учебно-методических работ, из них 10 – за рубежом.

Основные научно-методические труды:

  • Рычкова, Л.С. Психопатология детского возраста: умственная отсталость: учебное пособие / Л.С. Рычкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 50 с.
  • Рычкова, Л.С. Основы дефектологии: учебное пособие / Л.С. Рычкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 31 с.
  • Рычкова, Л.С. Специальная психология: учебное пособие / Л.С. Рычкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 73 с.
  • Рычкова, Л.С. Систематизация нарушений школьной адаптации при состояниях легкой умственной отсталости / Л.С. Рычкова. – Вестник ЮУрГУ. – Вып 2. – Серия «Образование. Здравоохранение и физическая культура». – 2003. - № 7 (23). – С. 105 – 113.
You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.