Новые стандарты: качественное образование клинических психологов в ЮУрГУ

Беребин

Когда говорят о необходимости проведения реабилитации пациентов, перенесших ковидную инфекцию, речь идет о восстановлении функции кардиореспираторной системы. Гораздо меньше внимания обращается на высокие риски специфических психических осложнений: снижение интеллектуальной, познавательной и мыслительной деятельности у переболевших. Отдельно следует упомянуть о негативных постстрессорных переживаниях людей, потерявших своих близких в период пандемии. Значительные психосоциальные потрясения связаны и с режимом самоизоляции.

Осознание того, что человечеству придется привыкать жить в новых условиях соседства с коварным вирусом, повышает психологическую напряженность в обществе. После завершения инфекционно-реанимационной фазы борьбы с ковидной инфекцией нас может ожидать длительная и трудоемкая «психолого-реабилитационная» фаза, в которой на первый план выйдут специалисты-психотерапевты и психологи.

В здравоохранении эти две функции осуществляют медицинские психологи. Среди них абсолютное большинство имеют образование по клинической психологии. В последние год-полтора значительно изменились требования к подготовке клинических/медицинских психологов: разработан профессиональный стандарт, на днях был утвержден новый Федеральный образовательный стандарт серии 3++ и активно развиваются различные формы дополнительного профессионального образования в этой сфере. Как следствие, начиная с 2021 года, система и содержание подготовки и профессиональной деятельности клинических/медицинских психологов существенно изменится.

Будучи сопредседателем комиссии по разработке стандартов специальности «Клиническая психология» в Федеральном учебно-методическом объединении по психологии, заведующий кафедрой клинической психологии Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России в Уральском федеральном округе Михаил Беребин является известным в Российской Федерации специалистом в области подготовки по клинической психологии.

Мы попросили Михаила Алексеевича рассказать о современной ситуации в сфере образования и профессиональной деятельности клинических/медицинских психологов.

На фото Михаил Беребин

– Какова роль медицинских психологов в современном здравоохранении?

– Преодоление пандемии происходит не только за счет коренного преобразования организации здравоохранения, но и в результате по-настоящему напряженного и самоотверженного труда медицинского персонала. У руководителей, врачей, медсестер и других медицинских работников наблюдаются симптомы не только профессионального утомления, усталости и психоэмоционального выгорания медицинских работников, но и определенные психологические изменения в коллективах, во взаимодействии с пациентами не только «ковидного профиля».

Основная  нагрузка по устранению этих последствий пришлась на медицинских психологов, что дополнительно укрепило понимание необходимости работы таких специалистов в больницах и поликлиниках. Как следствие, расширяется запрос работодателей на данные кадры. Однако можно понять позицию главного врача, которому нужен не просто молодой специалист, чтобы «закрыть» вакантную ставку медицинского психолога, а грамотный, хорошо подготовленный работник с хорошими навыками профессиональной деятельности, способный без особого периода адаптации выполнять свои обязанности. Министерство науки и высшего образования России и Министерство здравоохранения России сегодня обращают особое внимание на вопросы образования и профессиональной деятельности в этой сфере.

– Можете ли пояснить, в чем это выражается?

– Не секрет, что во всем мире и у нас в стране медицинское образование является одним из самых фундаментальных, а врачебная практика, к сожалению, больше за рубежом, – уважаемым и хорошо оплачиваемым видом деятельности. Поэтому оба министерства взяли курс на максимальное приближение образования и практики в области клинической психологии к требованиям подготовки врача, сохраняя при этом исключительно гуманитарно-гуманистическую, «душеведческую» природу этой профессии, в отличие от медицины, которая все больше в настоящее время является биологически ориентированной.

Поэтому клиническая психология осталась «университетской», а не «медицинской» специальностью, с широкой подготовкой выпускников в области как общей («нормальной») так и клинической («абнормальной») психологии. Продолжительность обучения по этой специальности является одной из самых долгосрочных (5,5 лет), приближаясь к таковой при получении врачебного диплома (6 лет). В отдельных случаях для работы в должности медицинского психолога требуется дополнительное профессиональное образование, объем и содержание которого сопоставимо с подготовкой врача в клинической ординатуре, дающей право работать в той или иной медицинской специализации.

Чтобы работать врачом, необходимо пройти достаточно сложные процедуры аттестации и аккредитации, в которых проверяются «рабочие» навыки и компетенции претендента. В настоящее время аналогом таких требований для медицинского психолога являются положения проекта профессионального стандарта, с которым можно ознакомиться на сайте Российского психологического общества. Он был разработан недавно с участием сотрудников нашей кафедры.

Очень важным является и отбор нового содержания высшего образования по клинической психологии. Еще Гераклит 2500 лет назад сказал: «Все течет, все изменяется». Изменяется и содержание клинической психологии, которая вбирает в себя новые достижения отечественной и особенно зарубежной, причем не только психологической науки. Именно это обосновывает необходимость подготовки клинических психологов именно в стенах «классических» университетов.

С другой стороны, резко увеличилось число вузов, начавших подготовку по клинической психологии, а также современные подходы к «либерализации» выбора содержания обучения, давшие право вузу самому определять, чему и как обучать своих студентов. Это привело к резкому уменьшению доли классического, базового, так называемого «пропедевтического» образования. В итоге стала реальной угроза замены серьезного научного образования по клинической психологии этаким набором дежурных, пригодных для всех случаев техник, методик и приемчиков, использование которых не опирается на какую-либо научную психологическую базу. В итоге произошло не только «размывание» единого образовательного пространства, как минимум, в пределах нашей страны, но и появление экзотических дисциплин. Я своими глазами видел в программе одного из вузов предмет «вокалопсихотерапия». Или же дисциплин явно непсихологического либо достаточно далекого и эклектического по отношению к психологии содержания: в учебных планах одного из вузов нашего региона есть такие дисциплины, как «Виктимология» (чисто юридическая дисциплина) и «Психогенетические особенности клиента».

Поэтому очень большая работа проводилась по созданию Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по нашей специальности. К его разработке привлекались сотрудники и нашей кафедры как одной из наиболее профильных компетентных кафедр нашей страны. Минобрнауки России 26 мая этого года приказом № 683 утвердил этот стандарт, первым среди всех других психологических специальностей и направлений.

В стандарте обращает на себя внимание два очень важных для современного состояния клинической психологии обстоятельства. Во-первых, во избежание того самого «размывания» образовательного пространства, одно из основных положений стандарта – требование соответствия содержания образования в том или ином вузе положениям Примерной основной образовательной программы (ПООП). В настоящее время рассматривается проект такой ПООП, разработанный кафедрами нейро- и патопсихологии Московского государственного университета, медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургского государственного университета и нашей кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета. Уже сейчас можно сказать, что поступившие к нам студенты одни из первых в стране будут обучаться в соответствии с этой программой.

Во-вторых, стандарт предусматривает достаточно высокие требования к кадрам преподавателей, ведущих подготовку будущих клинических психологов. Так, в документе указано, что не менее 70% преподавателей должны иметь российские и зарубежные ученые степени и ученые звания, причем не менее 45% должны иметь «психологические» ученые степени и вести научную, учебно-методическую и практическую деятельность по клинической/медицинской психологии. Последнее особенно важно и очевидно: учить психологии будущих психологов должны настоящие психологи-педагоги. Аналогично, учить клинических психологов клинической психологии должны остепененные клинические психологи. Однако при кажущейся бесспорным в своей очевидности, это положение просто не выполняется, и во многих вузах нашей страны есть еще много кандидатов педагогических, медицинских, биологических и даже технических наук, преподающих «клиническую психологию» в таком виде, как они себе это представляют. В этом плане с гордостью могу сказать, что на нашей кафедре работает 6 кандидатов наук по специальности «медицинская психология», и в этом плане мы единственная в регионе Южного и Среднего Урала, Зауралья и Западной Сибири кафедра с таким кадровым составом. 

– Михаил Алексеевич, сейчас много вопросов поступает от людей, которые к своей имеющейся специальности хотели бы добавить профессиональные знания по психологии, и в частности, получить диплом магистра психологии. У нас в университете есть несколько магистерских программ. Каково ваше отношение как одного из главных специалистов Минздрава России к выпускникам с квалификацией магистра?

– Следует сказать, что есть ряд профессий, которые во многом имеют «прикладной» характер, то есть как бы «прикладываются» к какой-либо другой и происходит взаимное обогащение обеих. Действительно, экономика на транспорте существенно отличается от экономики в здравоохранении, и настоящим специалистом может стать экономист с хорошей профессиональной переподготовкой в области, например, железнодорожного транспорта или организации здравоохранения. Аналогично и в отношении магистратуры по психологии, обучение которой может обогатить знания и работу человека по «основной» специальности.

В случае, когда человек принимает решение полностью изменить род деятельности и сделать психологию своей профессией, нужно трезво и рационально понимать, что с одной стороны, два года обучения в магистратуре – этого очень мало и это только начало, учиться предстоит всю оставшуюся жизнь. С другой стороны, завершение обучения в магистратуре дает законное основание внести в какую-либо анкету запись о втором высшем психологическом образовании и именовать себя психологом.

Более сложная ситуация с трудоустройством. Практически нет никаких проблем и ограничений для работы в частной практике или негосударственных бизнес-структурах. В отношении «лицензируемых» видов деятельности (так называемых «бюджетных отраслей» – образования, правоохранительных и силовых структур, здравоохранения и других) существуют свои ведомственные требования. Так, чтобы претендовать на должность медицинского психолога в больнице, поликлинике или каком-либо медицинском центре нужно либо закончить специалитет по клинической психологии, либо иметь другое психологическое образование, в том числе магистратуру с обязательной профессиональной переподготовкой по клинической психологии. Как правило, все в совокупности составляет 4 – 4,5 года. Только в этом случае возникают весомые основания для работы в учреждениях здравоохранения. Правда при этом не может присваиваться квалификация «Клинический психолог», поскольку это предусмотрено только для выпускников специалитета после 5,5-летней подготовки.

Кроме того, психологическая деятельность в здравоохранении, в отличие от врачебной, не требует лицензирования ни в больнице, ни в частной практике. А нормативными документами Минздрава России, основанными на Трудовом кодексе, предусмотрено, что в отдельных случаях, когда уровень образования не вполне соответствует квалификационным требованиям, но сам работник обладает достаточной квалификацией и компетентностью, он может работать на основании решения аттестационного органана, например, в должности медицинского психолога и даже может быть аттестован на ту или иную квалификационную категорию. Я знаю достаточно большое число выпускников нашей магистратуры «Клиническая психология в здравоохранении», которые после прохождения профессиональной переподготовки по клинической психологии успешно работают во взрослых и детских лечебных учреждениях, а их компетентность не отличается от таковой у выпускников специальности «Клиническая психология» с 5,5-летним стажем подготовки. Все зависит от самого человека. 

– Что бы вы посоветовали нынешнему абитуриенту и его родителям, выбирающим будущую профессию и ориентирующимся на психологическую стезю?

– Вы знаете, в наше время существует распространенное мнение о ценности советов психолога, и многие пациенты и клиенты идут на консультацию или прием именно за конкретным советом, как им поступить в той или иной конкретной ситуации. Тем более что в книжных магазинах есть целые полки психологической и околопсихологической литературы с массой «стопроцентно правильных советов и рецептов» на все или каждый случай жизни. Это все равно, что обуть красивые новые штиблеты с непривычной для вас колодкой и через боль и потертости ждать, когда они станут вам «по ноге». Или пойти на вечеринку, что называется «в костюме с чужого плеча», и весь вечер терпеть неудобство. Поэтому хороший психолог может помочь выбрать свой исключительно индивидуальный вариант решения стоящей проблемы.

А вот вслед за Владимиром Маяковским «юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого» и его родителям могу сказать прежде всего то, что психологическая профессия во многом сродни врачебной, а уж профессия клинического/медицинского психолога – тем более. Не зря говорят в наш адрес: «Среди психологов вы врачи, а среди врачей – психологи». Нужно прежде всего решить, готовы ли вы к такой альтруистической деятельности, готовы ли принять на себя и разделить душевную боль и проблемы страдающего пациента? Если готовы, и хотите стать психологом, – выбирайте вуз и кафедру. Сегодня весь мир информационно открыт, и вы всё можете найти сами, вплоть до описания сторон жизни вуза, истории его кафедр, факультетов, институтов и высших школ, описания профессионального и жизненного пути того или иного преподавателя. В конце концов существуют социальные сети, в которых активно живут многочисленные группы. Спрашивайте, интересуйтесь, сравнивайте, думайте перед принятием решения. И не забывайте, что у вас есть право и передумать, а вот ошибаться – не желательно.

 

Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, тел.: 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.