Ученые ЮУрГУ придумали, как делать вино и сыр с помощью сорняков

Ученые Южно-Уральского государственного университета открыли, что экстракт распространенного сорного растения – череды волосистой – является перспективным источником ферментов для пищевой промышленности. По мнению авторов, полученные из череды вещества могут стать доступной растительной альтернативой дорогостоящим ферментам, необходимым в виноделии и сыроварении. Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Scientific and Technology Research.

В рамках работы международной лаборатории синтеза и анализа пищевых ингредиентов ученые ЮУрГУ провели исследование, которое показало, что экстракт из мякоти листьев череды волосистой (Bidens pilosa L.) ускоряет расщепление пептидных связей белка, что делает его пригодным для получения различных биологически активных веществ, в частности тирозина, впервые выделенного из сыра в 1846 году и входящего в состав белков всех живых организмов.

«Существует традиция обширного применения череды волосистой как лекарственного средства. Благодаря распространенности, ее использование, на наш взгляд, крайне выгодно в виноделии и при переработке молока, где экстракт череды может стать эффективной альтернативой многим пищевым животным ферментам», – рассказала заведующий кафедрой «Пищевые и биотехнологии» ЮУрГУ Ирина Потороко.

В экспериментах исследователей ЮУрГУ было доказано, что свежие листья сорного травянистого растения обладают высокой протеазной активностью в кислотном буфере pH 4 по сравнению со щелочным буфером pH 10 при 30 градусах Цельсия.

По словам ученых, им удалось определить оптимальные условия ферментативной активности экстракта листьев череды, что позволяет адаптировать его для применения в различных технологических процессах.

Ирина Потороко считает, что необходимо продолжить исследования череды волосистой, чтобы выяснить, какая часть растения (корни, стебель, цветы) обладает наибольшей протеазной активностью, потому что проведенное в ЮУрГУ исследование было сосредоточено только на свежих листьях.

На следующем этапе работ исследовательский коллектив предполагает изучить механизм инкапсуляции, транспортирования и высвобождения экстракта череды волосистой в биологической среде для повышения эффективности процессов ферментирования.

Череда волосистая широко распространена в мире как сорняк, завезенный из Америки. В России, где Bidens pilosa L. относится к карантинным сорнякам, запрещенным к ввозу, растение обнаружено на Дальнем Востоке.

Лаборатория синтеза и анализа пищевых ингредиентов открыта в структуре Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ в 2016 году в рамках Проекта 5-100. Создание лаборатории направлено на поиск решений задач в области разработки технологий синтеза пищевых биополимеров и создание на их основе модифицированных форм с использованием ультразвукового воздействия. Руководит лабораторией профессор Национального института технологий г. Варангал (Индия) Шириш Соноуэйн.

Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.

СМИ о нас:

По материалам РИА Новости, фото: Олег Игошин