Российские ученые обнаружили самые древние доказательства всадничества в бронзовом веке

Новые факты использования лошадей в бронзовом веке обнаружил ученый ЮУрГУ, работая с материалами памятников андроновской культуры. В составе международной команды из Казахстана, России и США, исследователь изучил возраст животных, обнаруженных в древнем кургане, а также изменения черепа, которые указывали на использование лошадей всадниками. Статья о результате мультидисциплинарного исследования захоронения лошадей опубликована в одном из самых престижных журналов первого квартиля «Journal of Archaeological Science: Reports».

Коневодство в андроновской культуре

Международная команда ученых, в составе которой работал старший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Уральского государственного университета, PhD со специализацией в антропологии Игорь Чечушков, доказала, что андроновцы освоили верховую езду на несколько веков раньше, чем принято считать. Такой вывод исследователи сделали, работая с находками пятого кургана в системе могильника «Новоильиновский-2».

Могильник расположен вблизи города Лисаковска в Костанайской области Республики Казахстан. Работы на нем не первое десятилетие ведет археолог Эмма Усманова из Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова. Около 3,5 тысяч лет назад на этой территории проживали носители андроновской культуры (общее название группы археологических культур бронзового века). Отличительной особенностью древних людей того периода было развитое коневодство. Животных использовали не только в пищу, но и для запряжки в колесницы и езды верхом.

Это подтверждают останки лошадей, которые были обнаружены в могильнике «Новоильиновский-2». Ученые обратили внимание на примерный возраст погребенных животных: жеребцу было около 20 лет, а кобыле — около 18. Для «мясного» скота их срок жизни был слишком длинный. Рядом с лошадьми находились детали древних уздечек. Благодаря этому ученые утвердились в своей гипотезе: животные были жертвенно захоронены вместе с человеком, которого они сопровождали при жизни.

Фото: могильник «Новоильиновский-2», расположение ритуальных объектов (1) и план погребения (2)

Новая дата начала всадничества

Ученый из ЮУрГУ Игорь Чечушков принял участие в лабораторной и аналитической части исследования. Он анализировал погребения, радиоуглеродные даты (возраст объекта по состоянию радиоактивного изотопа по отношению к стабильным изотопам углерода) найденных артефактов и костяков лошадей.

«Мы получили радиоуглеродные даты, позволившие датировать комплекс с точностью до нескольких десятилетий. Сравнение этих дат с известными нам позволило заключить, что всадничество, то есть применение лошади в военном деле, начало практиковаться значительно раньше, чем многие исследователи предполагали ранее. Так, принятая дата становления всадничества — около 900 года до нашей эры. Наши материалы позволяют предполагать, что вооруженные всадники, сражавшиеся верхом, могли возникнуть в евразийских степях не позже 1600 года до нашей эры», — рассказал Игорь Чечушков.

Работы на могильнике в Республике Казахстан проводились при участии палеозоолога Павла Косинцева из Уральского отделения РАН (Екатеринбург). Радиоуглеродные даты Игорь Чечушков получил в Университете Аризоны (США). Когда стал понятен возраст лошадей, понадобилось 3D-моделирование погребения и останков животных, чтобы проанализировать патологии, связанные с использованием животных в работе. Косвенные признаки указали на изменения в черепах, связанные с применением уздечек для верховой езды. Эту часть исследования провели в сотрудничестве со специалистом из Университета Миннесоты (США). К работе проявил интерес доктор Уильям Тэйлор из Университета Колорадо (США), один из ведущих исследователей проблемы использования лошадей в бронзовом веке Монголии, и предложил принять участие в издании специального выпуска журнала «Journal of Archaeological Science: Reports».

Фото: череп жеребца, найденный в кургане

Захоронение «шерифов бронзового века»

Исследование международной команды ученых не только расширило представление о раннем этапе использования лошади, но и дало понимание о функционировании человеческого общества.

«Вероятно, в могильнике „Новоильиновский-2“ была захоронена милитаризированная элита, чья власть базировалась на физическом контроле соплеменников и соседей, в частности, с помощью развитых навыков верховой езды и ведения боя верхом. Всадник имеет существенное преимущество перед пехотинцем. Может быть и другое объяснение: такая элита выполняла функцию медиации конфликтов внутри коллектива, и поэтому обладала властью и высоким социальным статусом. Метафорически элиту такого рода можно назвать „шерифами бронзового века“», — пояснил Игорь Чечушков.

Работа на могильнике «Новоильиновский-2» будет продолжаться. Новые находки вместе с опубликованным исследованием могут внести существенные уточнения в раннюю историю лошади. Игорь Чечушков добавил, что сегодня подтверждено использование домашних лошадей около 2000 года до нашей эры в Центральной Евразии. Однако новейшие исследования в области ДНК животных показывают, что вопрос о времени и месте их одомашнивания далек от разрешения.

Южно-Уральский государственный университет — это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегий научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В рамках данных направлений исследуются объекты металлургии, машиностроения, энергетики, ЖКХ, безопасного пространства городской инфраструктуры и комфорта человека.

ЮУрГУ — участник Проекта 5-100, призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

СМИ о нас:

Дарья Цымбалюк, фото: архив И. В. Чечушкова