«Онлайн-преподавание журналистики, рекламы и PR имеет право «на жизнь» — интервью с доктором филологических наук Людмилой Шестеркиной

На кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН в дистанционном формате завершились защиты выпускных квалификационных работ. 68 выпускников кафедры успешно представили в своих дипломах широкий спектр исследований актуальных проблем современного медиапространства, рекламных технологий, стратегических интегрированных коммуникаций от разработки программ продвижения до создания виртуальной реальности. Мы попросили зав.кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУрГУ, доктора филологических наук Людмилу Шестеркину ответить на наши вопросы по итогам дистанционного обучения студентов — будущих медиаспециалистов.

 

Какие образовательные и информационные технологии дистанционного обучения оказались наиболее успешными?

Дистанционное обучение наших студентов, как и во всем университет, осуществлялось преимущественно на интернет-платформах Big Blue Button, ZOOM и Google Meet. На этих площадках успешными оказались технологии электронных курсов, которые позволили систематизировать лекционные, практические, методические материалы. Студенты равномерно получали и выполняли задания, преподаватели системно контролировали процесс освоения курсов.

Многие преподаватели отмечают, что технологии форума или онлайн-опросов оказались эффективными при проведении семинарских занятий. «Вписались» в дистант и технологии проектного обучения ведение своего проекта, регулярные отчеты о выполнении заданий в виде презентаций, докладов, онлайн-форумов, интерактивные защиты проектов в конце семестра оказались успешными. Вместе с тем, некоторые преподаватели отмечают, что с явным положительным результатом возможно проводить только онлайн-лекции, а практические занятия, по их мнению, необходимо перевести строго в оффлайн и так же вовремя онлайн экзамена, указывают они, у преподавателя при наличии одной камеры нет возможности тщательно контролировать процесс подготовки  студента. Вместе с тем, на Google Classroom есть возможность подготовить вопросы и устроить дебрифинг обсуждение в комментариях. В сети есть множество туториалов по тому, как приспособить тот или иной сервис под преподавание и дистанционную проверку знаний  так что, на мой взгляд, здесь проблем нет.

Какие образовательные методики дистанционного обучения оказались успешными?

Дистант повлек за собой обновление методики вовлечения студентов в занятие, пробуждения интереса к занятию с учетом онлайн-формата Использовались различные способы вовлечения: брейнсторминг, анкетирование, опросы, изучение мнения и другое. Широко применялась методика исследования преподаватели настраивали студентов на исследование конкретной темы или проблемы. Студенты проводили самостоятельные исследования, просматривали видео, прослушивали аудио, читали статьи, занимались краудсорсом, искали ответы на форумах и в чатах. Но во всех ситуациях методически важным всегда было объяснение от преподавателя. На стадии разработок студенты в дистанте применяли новые полученные знания в подготовке реального медиаматериала для любого вида СМИ. На заключительном этапе занятия всегда проводился контрольный опрос и оценивание степени усвоения студентами пройденной темы.

 

Какие практики дистанционного обучения Вам показались наиболее интересными?

Переход в дистанционный режим  это, в целом, очень интересный и ценный практический опыт преподавания журналистики, рекламы и связей с общественностью, когда донесение смысла и сути профессии, как творческой, созидательной, социально-ответственной деятельности становится особенно важным, и в то же время преподаватель вынужден продемонстрировать свой уровень технологической подготовки в условиях цифровой трансформации медиапространства. Сегодня это большой выбор платформ преподавания, возможность вести прямую трансляцию и видеоконференции, используя их как тренировочную профессиональную площадку и в то же время для определения интереса студентов к курсам, в том числе и с помощью таких инструментов, как: Facebook Live и VK Live, Telegram, Instagram и других социальных сетей усовершенствовать свои занятия.

 

Какие методические новации Вы применяли в дистанционном обучении?

Самые важные методические новации были разработаны в масштабах  университета три регламента обучения с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ресурсе «Электронный ЮУрГУ» проведения занятий, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.

Для успешной учебы на портал мы выложили всё необходимое: теоретический материал, алгоритмы создания медиаматериалов, подсказки, тренировочные тесты, справочные материалы. Регламенты предусматривают проведение лекций, семинаров, практических занятий; онлайн-консультаций; экзаменов по расписанию. В них содержатся также элементы пояснения; описание процедуры экзамена: объявления о проведении экзамена; ссылки на видеотрансляцию; правила идентификации студентов на видеозаписи; стандарты оформления ВКР (образцы титульного листа, задания, оглавления, аннотации, библиографии, методические рекомендации по оформлению так далее). Организованы технологические консультации для членов ГЭК, студентов и руководителей ВКР; размещены инструкции по подготовке размещению и процедуре защиты ВКР; подведению итогов на видеозаписи и так далее.

Студенты получили полный объем знаний в соответствии с рабочими программами изучаемых дисциплин, расположенными на электронном портале, доступ к которому имеют и студенты, и преподаватели.

Считаете ли Вы в итоге успешным этот преподавательский опыт? С какими проблемами Вы столкнулись и какие «уроки» Вы извлечете для будущего?

Мы считаем этот опыт успешным, потому что полностью выполнили все рабочие программы, приняли зачёты и экзамены, организовали защиту ВКР. А что касается проблем, то это прежде всего, большой объем работы по оформлению и наполнению электронного курса. Выяснилось также, что подготовка к онлайн-парам требует гораздо большего количества времени, кроме этого, для успешного онлайн-преподавания серверы, площадки для преподавания должны работать без сбоев, поэтому в основном, в начале были проблемы технические: неустойчивая связь, сбои трансляций, личная компьютерная безграмотность преподавателя, отсутствие навыков работы в дистанте.

Для некоторых преподавателей в отсутствии живого общения возникли и психологические сложности оказалось. что им трудно читать лекцию, не видя реакцию слушателей. Возникали затруднения с обратной связью со студентами, студенты не всегда, особенно в начале онлайн-обучения, понимали суть преподавательских замечаний и советов, потребовалось время, чтобы войти в режим онлайн-общения и взаимопонимания.

Для преподавателя в несколько раз увеличилось время проверки, например, материалов с графикой, так как каждая такая работа открывается очень долго, а студенты часто присылают работы с большим опозданием. Главный же урок состоит в том, что преподавателю необходимо идти в ногу со временем и осваивать технологические новшества ‑ сегодня это одно из условий сохранения в профессии; надо активнее изучать и практиковать компьютерные технологии, осваивать форматы коллективного обсуждения, создавать авторские онлайн-курсы, более тщательно работать с учебно-методическими изданиями; делать все пошагово, последовательно, не забегая вперед. Студентам тоже непросто – в этой ситуации у них особые ожидания и надежды связаны именно с преподавателем, который просто не имеет права не знать/не уметь чего-то. В условиях дистанционного образования особенно важно создать деловую, но при этом доверительную и уважительную атмосферу сотрудничества.

Вы считаете, что онлайн-преподавание журналистики, рекламы и PR право «на жизнь»?

Безусловно, онлайн-преподавание журналистики,рекламы и связей с общественностью имеет право «на жизнь», в карантинной ситуации оно оказалось единственным способом обучения, и, мне кажется, будет особенно востребовано на заочном отделении и в магистратуре. А в силу того, что профессионализм в условиях цифровизации медиасреды предполагает уверенное владение цифровыми технологиями и умение работать в интернет-пространстве, дистанционное обучение явно этому поспособствовало. Опыт этих месяцев показал, что в дистанте у преподавателей появилась возможность дать студентам больший объем материала для самостоятельного изучения, контролировать выполнение заданий каждым студентом, в любой момент вернуться к материалам курса; создать авторский онлайн-курс в рамках проектного обучения; читать лекции, используя видеосвязь, аудиосвязь, а так же видеозаписи.

Студент частично тоже мог самостоятельно оттачивать свои практические навыки, имея мобильный телефон, который позволяет снимать сюжеты, монтировать, записывать телерадиоматериалы, писать тексты, работать в эфире и интернет-СМИ.

Однако на наш взгляд, все это в онлайне наиболее актуально для преподавания общетеоретических курсов, а специальные дисциплины и практику все-таки эффективнее осваивать, находясь непосредственно в условиях реального производства.

Потому что несмотря на высокий уровень технологизации, наши профессии продолжают относиться к группе: «человек человек» (а не «человек машина» или «человек техническая система») и являются одними из самых сложных профессий. Творчество так же имеет свою специфику: это, в частности, потребность отразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям, процессы самопознания личности, познания мира, выражение и коммуникация эмоций, проявление социальной активности, гражданской позиции, нравственных устоев как важнейших профессиональных качеств. По большому счету, воспитать, научить этому можно только в условиях активных дискуссий, непосредственного живого общения преподавателя со студентами. Личность преподавателя, его талант, его опыт и практические рекомендации невозможно заменить онлайн общением, да и сама практика онлайн‑образования подходит не всем студентам, если иметь ввиду индивидуальные траектории обучения. Но, повторю, для нас это очень ценный опыт мы ответили на новый профессиональный вызов времени. Этот вызов потребовал от каждого преподавателя проявления таких качеств, как: готовность принять новое, профессионализм, компетентность, мобильность, оперативность, внимательность, терпение, сдержанность, а также умений и навыков работы с цифровой техникой и ранее не применявшимися технологиями. Потребовалась переработка курсов, перестройка мышления и, в известном смысле, перестройка жизни. На наш взгляд, с этим этапом система образования в ЮУрГУ справилась успешно.

Елена Давлетшина
Контактное лицо по новости: 
Евгений Загоскин, отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.