На кафедре журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН в дистанционном формате завершились защиты выпускных квалификационных работ. 68 выпускников кафедры успешно представили в своих дипломах широкий спектр исследований актуальных проблем современного медиапространства, рекламных технологий, стратегических интегрированных коммуникаций от разработки программ продвижения до создания виртуальной реальности. Мы попросили зав.кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮУрГУ, доктора филологических наук Людмилу Шестеркину ответить на наши вопросы по итогам дистанционного обучения студентов — будущих медиаспециалистов.
— Какие образовательные и информационные технологии дистанционного обучения оказались наиболее успешными?
— Дистанционное обучение наших студентов, как и во всем университет, осуществлялось преимущественно на интернет-платформах Big Blue Button, ZOOM и Google Meet. На этих площадках успешными оказались технологии электронных курсов, которые позволили систематизировать лекционные, практические, методические материалы. Студенты равномерно получали и выполняли задания, преподаватели системно контролировали процесс освоения курсов.
Многие преподаватели отмечают, что технологии форума или онлайн-опросов оказались эффективными при проведении семинарских занятий. «Вписались» в дистант и технологии проектного обучения — ведение своего проекта, регулярные отчеты о выполнении заданий в виде презентаций, докладов, онлайн-форумов, интерактивные защиты проектов в конце семестра оказались успешными. Вместе с тем, некоторые преподаватели отмечают, что с явным положительным результатом возможно проводить только онлайн-лекции, а практические занятия, по их мнению, необходимо перевести строго в оффлайн и так же вовремя онлайн — экзамена, указывают они, у преподавателя при наличии одной камеры нет возможности тщательно контролировать процесс подготовки студента. Вместе с тем, на Google Classroom есть возможность подготовить вопросы и устроить дебрифинг — обсуждение в комментариях. В сети есть множество туториалов по тому, как приспособить тот или иной сервис под преподавание и дистанционную проверку знаний — так что, на мой взгляд, здесь проблем нет.
— Какие образовательные методики дистанционного обучения оказались успешными?
— Дистант повлек за собой обновление методики вовлечения студентов в занятие, пробуждения интереса к занятию с учетом онлайн-формата Использовались различные способы вовлечения: брейнсторминг, анкетирование, опросы, изучение мнения и другое. Широко применялась методика исследования — преподаватели настраивали студентов на исследование конкретной темы или проблемы. Студенты проводили самостоятельные исследования, просматривали видео, прослушивали аудио, читали статьи, занимались краудсорсом, искали ответы на форумах и в чатах. Но во всех ситуациях методически важным всегда было объяснение от преподавателя. На стадии разработок студенты в дистанте применяли новые полученные знания в подготовке реального медиаматериала для любого вида СМИ. На заключительном этапе занятия всегда проводился контрольный опрос и оценивание степени усвоения студентами пройденной темы.
— Какие практики дистанционного обучения Вам показались наиболее интересными?
— Переход в дистанционный режим — это, в целом, очень интересный и ценный практический опыт преподавания журналистики, рекламы и связей с общественностью, когда донесение смысла и сути профессии, как творческой, созидательной, социально-ответственной деятельности становится особенно важным, и в то же время преподаватель вынужден продемонстрировать свой уровень технологической подготовки в условиях цифровой трансформации медиапространства. Сегодня — это большой выбор платформ преподавания, возможность вести прямую трансляцию и видеоконференции, используя их как тренировочную профессиональную площадку и в то же время — для определения интереса студентов к курсам, в том числе и с помощью таких инструментов, как: Facebook Live и VK Live, Telegram, Instagram и других социальных сетей усовершенствовать свои занятия.
— Какие методические новации Вы применяли в дистанционном обучении?
— Самые важные методические новации были разработаны в масштабах университета — три регламента обучения с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ресурсе «Электронный ЮУрГУ» — проведения занятий, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.
Для успешной учебы на портал мы выложили всё необходимое: теоретический материал, алгоритмы создания медиаматериалов, подсказки, тренировочные тесты, справочные материалы. Регламенты предусматривают проведение лекций, семинаров, практических занятий; онлайн-консультаций; экзаменов по расписанию. В них содержатся также элементы пояснения; описание процедуры экзамена: объявления о проведении экзамена; ссылки на видеотрансляцию; правила идентификации студентов на видеозаписи; стандарты оформления ВКР (образцы титульного листа, задания, оглавления, аннотации, библиографии, методические рекомендации по оформлению так далее). Организованы технологические консультации для членов ГЭК, студентов и руководителей ВКР; размещены инструкции по подготовке размещению и процедуре защиты ВКР; подведению итогов на видеозаписи и так далее.
Студенты получили полный объем знаний в соответствии с рабочими программами изучаемых дисциплин, расположенными на электронном портале, доступ к которому имеют и студенты, и преподаватели.
— Считаете ли Вы в итоге успешным этот преподавательский опыт? С какими проблемами Вы столкнулись и какие «уроки» Вы извлечете для будущего?
— Мы считаем этот опыт успешным, потому что полностью выполнили все рабочие программы, приняли зачёты и экзамены, организовали защиту ВКР. А что касается проблем, то это прежде всего, большой объем работы по оформлению и наполнению электронного курса. Выяснилось также, что подготовка к онлайн-парам требует гораздо большего количества времени, кроме этого, для успешного онлайн-преподавания серверы, площадки для преподавания должны работать без сбоев, поэтому в основном, в начале были проблемы технические: неустойчивая связь, сбои трансляций, личная компьютерная безграмотность преподавателя, отсутствие навыков работы в дистанте.
Для некоторых преподавателей в отсутствии живого общения возникли и психологические сложности — оказалось. что им трудно читать лекцию, не видя реакцию слушателей. Возникали затруднения с обратной связью со студентами, студенты не всегда, особенно в начале онлайн-обучения, понимали суть преподавательских замечаний и советов, потребовалось время, чтобы войти в режим онлайн-общения и взаимопонимания.
Для преподавателя в несколько раз увеличилось время проверки, например, материалов с графикой, так как каждая такая работа открывается очень долго, а студенты часто присылают работы с большим опозданием. Главный же урок состоит в том, что преподавателю необходимо идти в ногу со временем и осваивать технологические новшества ‑ сегодня это одно из условий сохранения в профессии; надо активнее изучать и практиковать компьютерные технологии, осваивать форматы коллективного обсуждения, создавать авторские онлайн-курсы, более тщательно работать с учебно-методическими изданиями; делать все пошагово, последовательно, не забегая вперед. Студентам тоже непросто – в этой ситуации у них особые ожидания и надежды связаны именно с преподавателем, который просто не имеет права не знать/не уметь чего-то. В условиях дистанционного образования особенно важно создать деловую, но при этом доверительную и уважительную атмосферу сотрудничества.
— Вы считаете, что онлайн-преподавание журналистики, рекламы и PR право «на жизнь»?
— Безусловно, онлайн-преподавание журналистики,рекламы и связей с общественностью имеет право «на жизнь», в карантинной ситуации оно оказалось единственным способом обучения, и, мне кажется, будет особенно востребовано на заочном отделении и в магистратуре. А в силу того, что профессионализм в условиях цифровизации медиасреды предполагает уверенное владение цифровыми технологиями и умение работать в интернет-пространстве, дистанционное обучение явно этому поспособствовало. Опыт этих месяцев показал, что в дистанте у преподавателей появилась возможность дать студентам больший объем материала для самостоятельного изучения, контролировать выполнение заданий каждым студентом, в любой момент вернуться к материалам курса; создать авторский онлайн-курс в рамках проектного обучения; читать лекции, используя видеосвязь, аудиосвязь, а так же видеозаписи.
Студент частично тоже мог самостоятельно оттачивать свои практические навыки, имея мобильный телефон, который позволяет снимать сюжеты, монтировать, записывать телерадиоматериалы, писать тексты, работать в эфире и интернет-СМИ.
Однако на наш взгляд, все это в онлайне наиболее актуально для преподавания общетеоретических курсов, а специальные дисциплины и практику все-таки эффективнее осваивать, находясь непосредственно в условиях реального производства.
Потому что несмотря на высокий уровень технологизации, наши профессии продолжают относиться к группе: «человек — человек» (а не «человек — машина» или «человек — техническая система») и являются одними из самых сложных профессий. Творчество так же имеет свою специфику: это, в частности, потребность отразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям, процессы самопознания личности, познания мира, выражение и коммуникация эмоций, проявление социальной активности, гражданской позиции, нравственных устоев как важнейших профессиональных качеств. По большому счету, воспитать, научить этому можно только в условиях активных дискуссий, непосредственного живого общения преподавателя со студентами. Личность преподавателя, его талант, его опыт и практические рекомендации невозможно заменить онлайн общением, да и сама практика онлайн‑образования подходит не всем студентам, если иметь ввиду индивидуальные траектории обучения. Но, повторю, для нас это очень ценный опыт — мы ответили на новый профессиональный вызов времени. Этот вызов потребовал от каждого преподавателя проявления таких качеств, как: готовность принять новое, профессионализм, компетентность, мобильность, оперативность, внимательность, терпение, сдержанность, а также умений и навыков работы с цифровой техникой и ранее не применявшимися технологиями. Потребовалась переработка курсов, перестройка мышления и, в известном смысле, перестройка жизни. На наш взгляд, с этим этапом система образования в ЮУрГУ справилась успешно.