Международная лаборатория нейрогепатологии: прорыв в изучении хронического стресса

Цейликман

Изучение хронического стресса — главная цель Международной лаборатории нейрогепатологии Южно-Уральского государственного университета. Ученые уделяют большое внимание посттравматическому стрессорному расстройству, как одному из последствий стресса. Недавно зарубежными исследователями был назван новый подвид ПТСР — сложное ПТСР, а ученые ЮУрГУ впервые представили его экспериментальную модель. Статья об экспериментальном подтверждении диагноза сложное посттравматическое стрессорное расстройство, вызванное хроническим стрессом, опубликована в одном из самых престижных журналов первого квартиля «Psychoneuroendocrinology». 

Лаборатория исследования стресса 

Центром крупных медико-биологических исследований в Южно-Уральском государственном университете является Международная лаборатория нейрогепатологии. С 2016 года в ней изучается хронический стресс и вызванные им изменения в организме. Исследования начались задолго до появления лаборатории, но мощный импульс им придало участие ЮУрГУ в Проекте 5-100, получение гранта РНФ и наличие госзадания.  

В Международной лаборатории нейрогепатологии сфокусированы на вопросе взаиморегуляции головного мозга и печени. Это важнейшие органы человеческого организма, и ученые ЮУрГУ намерены выяснить, как в условиях хронического стресса проходит взаимовлияние и как нарушается взаимодействие сердца и печени. Эти процессы могут быть значимы в развитии негативных эффектов стресса. 

Также специалисты погружены в исследование синдрома посттравматических стрессорных расстройств, к деятельности привлечены не только российские коллеги, но и зарубежные партнеры. 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся сверхмощных негативных воздействий на психику индивида, несущих в себе угрозы для жизни. Оно может проявиться после получения серьезного увечья, сексуального насилия или его возможного исхода. ПТСР диагностируют по наличию ряда симптомов, таких как повышенная тревожность, ночные кошмары, вспышки гнева (флэшбэки) и.т.д.  

Новый подвид ПТСР 

Изучение посттравматического стрессорного расстройства в Международной лаборатории нейрогепатологии ЮУрГУ позволило получить значимые результаты. Сложное ПТСР является относительно недавней концепцией. Его нет в таких классификациях болезней, как МКБ-10 или DSM-V, однако об этом расстройстве говорят на протяжении последних двадцати лет. Сложное ПТСР впервые появилось в PDM-2 (руководстве по психодинамической диагностике). Также его можно обнаружить в бета-версии МКБ-11 (классификация болезней). Из-за отсутствия достоверной объективной диагностики психиатры могут вместо этого диагноза приписать любое другое состояние. 

При этом разница между ПТСР и сложным расстройством в том, что ПТСР — это ответ на травматическое событие взрослого индивида без травматического опыта в прошлом, а сложное ПТСР — с травматическим прошлым. ПТСР обычно связано с одним событием, а сложное ПТСР возникает при множественной, хронической и повторяемой травме, которую невозможно избежать. Например, вызвать сложное ПТСР у детей может жестокое обращение с ними, у взрослых — насилие, пытки, военное заключение. Ранее же считалось, что ПТСР связано только с острой травмой. 

Поскольку сложное ПТСР как подтип стрессорного расстройства описано не так давно, экспериментальных моделей его ранее не было. Этот пробел восполнили ученые ЮУрГУ. Как пояснил директор Высшей медико-биологической школы, руководитель Международной лаборатории нейрогепатологии со стороны ЮУрГУ, доктор биологических наук, профессор Вадим Цейликман, подобные модели необходимы, чтобы изучить механизмы развития заболевания, поэтому они должны адекватно  отражать его клинические признаки. Экспериментальная модель, впервые созданная исследователями ЮУрГУ, появилась на основе разработке ученых из университета Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль).  

«В нашей модели крыса вдыхает кошачьи ароматы. Израильские коллеги показали, что достаточно одного сеанса, чтобы спустя время наблюдать расстройства тревожно-депрессивного характера. Мы пошли по увеличению количества эпизодов таких сеансов. Оказалось, что кроме поведенческих расстройств у нас были воспроизведены некоторые особенности, отсутствовавшие в израильской модели», — рассказал Вадим Цейликман. 

В клинике больных ПТСР отмечено снижение кортизола — гормона коры надпочечников, который и позволяет противостоять стрессорным воздействиям. Во всех экспериментальных моделях уровень глюкокортикоидов, аналогов кортизола, был не только не снижен, но и резко повышен. Зато в модели, которую предложили ученые ЮУрГУ, удалось добиться снижения кортикостерона (гормона коры надпочечников). 

«Оказалось, наша модель характеризуется недостаточностью надпочечников, и у части больных ПТСР со временем также  развивается надпочечниковая недостаточность. Также в этой модели удалось воспроизвести такие признаки нарушений сердечно-сосудистой системы, как сниженное артериальное давление, и нарушение мозгового кровотока. Другие модели это не воспроизводят», — продолжил директор ВМБШ. 

На основе этой модели ученые ЮУрГУ неоднократно проводили эксперименты. Например, доказали, что справиться с ПТСР помогают интервальные гипоксические тренировки. Они же лечат дисфункцию внутренних органов и мозга. Важно, что появление экспериментальной модели сложного ПТСР появилось спустя немного времени после появления официального диагноза. Это стало возможным, потому что разработка модели проводилось задолго до внесения изменений в классификатор болезней. Благодаря уникальности предложенной модели, а также ее приоритетности, у ученых из  ЮУрГУ и их коллег, участвовавших в работе, есть шансы занять лидирующее положение в сфере изучения ПТСР. 

Однако во время работы выяснилось, что экспериментальная модель ученых ЮУрГУ воспроизводит такие свойства, которые не упоминаются в прототипе, и разительно отличается от израильского варианта. 

«В итоге модели настолько сильно отличались, что мы поняли: наша — отдельная, вызванная хроническим стрессом. Когда появился новый диагноз, все встало на свои места. Нам посчастливилось опередить коллег. Теперь завершить валидацию модели, проведя все необходимые эксперименты, — это реальный приоритет мирового уровня. Мы сможем занять лидирующее положение в изучении посттравматического стрессорного расстройства», — добавил руководитель Международной лаборатории нейрогепатологии со стороны ЮУрГУ. 

Эта модель в будущем поможет в лечении сложного ПТСР, например, ее можно использовать для предклинических испытаний лекарственных средств. Некоторые препараты не воздействуют должным образом на пациентов с посттравматическим стрессорным расстройством, с помощью модели получится узнать причину этого и исправить ситуацию. 

Будущее Лаборатории нейрогепатологии 

В будущем исследователи ЮУрГУ намерены выяснить, в какой степени поражение печени у пациентов с ПТСР мешает усвоению терапии. Для этого изучат влияние нейромедиаторов и гормонов стресса на состояние ферментов, отвечающих за усвоение лекарственных форм. Эта задача — нейрогепатологическая, и ее можно решить в условиях Лаборатории нейрогепатологии ЮУрГУ. 

Вадим Цейликман добавил, что останавливаться только на изучении ПТСР ученые не планируют. Это расстройство — лишь одно из проявлений хронического стресса. Исследователи уже начали изучение другого варианта — заболевания псориаз. Исследование, в котором участвовали представители кожно-венерологического центра и Высшей школы электроники и компьютерных наук, показало, что в 50% случаев развития псориаза пусковая роль принадлежит стрессу. В дальнейшем  в изучении этой темы будут применять опыт, который приобрели при изучении проблемы ПТСР.                                                                                                                                                                                                                                                         

ЮУрГУ — участник Проекта 5-100, призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. 

СМИ о нас: 

Ученые смоделировали химию мозга человека, подвергающегося насилию 

В России ученые создали первую в мире модель посттравматического расстройства 

В ЮУрГУ создали первую в мире модель тяжелого психического состояния человека 

Ученые выяснили, что происходит с мозгом пережившего насилие человека 

Ученые смоделировали реакции мозга при посттравматическом расстройстве 

Ученые смоделировали химию мозга человека, подвергающегося насилию 

Ученые смоделировали химию мозга человека, подвергающегося насилию  

 

Дарья Цымбалюк, фото: Виктория Матвейчук, pixabay.com 
Контактное лицо по новости: 
Дарья Цымбалюк, тел: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.