Александр Демин: от кейсовых и дисковых технологий до создания виртуальных лабораторий

Южно-Уральский государственный университет подтвердил статус Федеральной инновационной площадки «Разработка комплекса методических решений для реализации дистанционного обучения в инженерном образовании» до 2023 года (далее – ФИП). Соответствующее решение принято координационным органом по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования. Об участии в инновационном проекте, достигнутых результатах и перспективах рассказывает директор Института открытого и дистанционного образования Александр Демин.

 

– Александр Алексеевич, ЮУрГУ подтвердил статус ФИП по реализации дистанционного обучения в инженерном образовании. Расскажите об этом инновационном проекте, в чем его суть, что этот статус дает нашему вузу? 

– Да, действительно, в прошлом году ЮУрГУ подавал заявку на участие в конкурсе. Одно из направлений касалось электронного обучения, дистанционных технологий именно в инженерном образовании. А у нашего университета достаточно большой опыт работы в этой сфере. По итогам конкурса вузу присвоен статус ФИП. Что это значит? Во-первых, это, безусловно, признание нашего университета, нашей работы в обучении студентов, проведении дополнительного образования, курсов повышения квалификации в дистанционном формате и именно в инженерном направлении. А с другой стороны, в рамках проекта разрабатывается методическая база для других вузов, учебных заведений – это большая ответственность, прежде всего за то, что мы должны поделиться своим опытом и показать другим, а может быть и научить, как работать по техническим дисциплинам в дистанционной среде. 

 

– Какие еще есть направления в рамках ФИП? У нас по реализации дистанционного обучения в инженерном образовании, а у других?

– Каждый университет участвует в конкурсе по своей тематике. В чем ты больше всего разбираешься, в том ты и участвуешь. Например, наш университет много лет подряд является участником ФИП со своим инновационным проектом «Детский интернет-университет», который был запущен на базе Института открытого и дистанционного образования при поддержке факультета предвузовской подготовки. И он очень хорошо себя зарекомендовал в пандемию. Никогда не знаешь, когда появится сильная потребность в твоем проекте. В пандемию оказалось, что все занятия, которые проводились с ребятами школьного и дошкольного возраста в дистанционном формате, стали очень популярными. Спрос был высок. Что касается других вузов, то мы с коллегами участвовали в качестве экспертов по различным инновационным площадкам и видели изнутри как это происходит, тематики и направления совершенно разные. Нам проще было заявиться на участие в тематике преподавания дисциплин в дистанте. Это то, чем занимаемся.

 

– Статус ФИП заставил изучать имеющийся опыт российских и зарубежных вузов в области использования дистанционных технологий в инженерном образовании? Или у нас достаточно своего опыта?

– В ЮУрГУ уже давно и на уровне высшего образования, и на уровне дополнительного образования, массовых онлайн-курсов присутствуют определенные инструменты, которые позволяют нам обучать студентов технических специальностей. Но когда был присвоен статус инновационной площадки, мы еще глубже погрузились в тему и стали изучать российский и зарубежный опыт именно в этом направлении. При этом отмечу, что изучением данного вопроса занимаемся всегда, у нас такая специфика, мы не можем обходиться только своим опытом, теми знаниями, которые есть у нас. Безусловно, нужно смотреть, что есть в других вузах. Это обычный процесс, который происходит на уровне образования, здесь ничего нового нет. Приобретя статус ФИП, мы расширили границы изучения данного вопроса. Более тщательно рассмотрели российский опыт, участвовали в конференциях, были в составе конкурсной комиссии по отбору различных курсов, в том числе по техническим направлениям. Конечно, российский опыт у нас достаточно богатый. Но статус побудил нас на исследование иностранного опыта: стали изучать международные онлайн-площадки обучения, различные ассоциации технических вузов и то, как они преподают в дистанте достаточно непростые предметы. Объединив две базы знаний, мы определили для себя задачи и цели на ближайшее время. 

 

– Чувствуется ли изменения в самой методике преподавания в дистанционном формате технических дисциплин несколько лет назад и сейчас?

– Если говорить о методике преподавания в ЮУрГУ, и в частности нашего Института открытого и дистанционного образования, мы прошли все стадии совершенствования, которые преодолевают различные образовательные организации. Начинали с примитивной на сегодняшний день кейсовой технологии, когда было очень много распечатанных бумажных листов, которые высылались студентам, они что-то выполняли, отправляли нам обратно. Потом наступил период дисковых технологий. Мы очень гордились, что у нас был аппарат, который тиражировал сразу 10 дисков. Сейчас он уже в музее института и не используется по своему назначению. В начале 2000 годов это выглядело так. В 2007 году в ЮУрГУ стал достаточно устойчивый канал интернета, и мы кардинально перестроили свою систему работы: от кейсовых и дисковых технологий перешли к трансляции нашим слушателям «живых лекций». С этого момента изменилась и система преподавания. После 2010 года, когда интернет дошел до самых глубинок нашей страны, мы поняли, что можем получать обратную связь от наших слушателей. Это касается вещей, которые требуют непосредственного взаимодействия преподавателя со студентом. С развитием интернета программное обеспечение тоже не стояло на месте. Геймификация или виртуализация образования – это все плоды того, что есть возможность мгновенной передачи сложных данных. Следовательно, с развитием интернета и появлением новых инструментов, появились новые возможности для дистанционного обучения. Сегодня мы используем высокотехнологичные инструменты, которые позволяют понятнее, визуально объемно, демонстративно показать студентам материал для максимального его понимания.

 

– Александр Алексеевич, мы можем уже подвести какие-то итоги работы вуза в качестве ФИП по реализации дистанционного обучения в инженерном образовании?

– За этот год мы достигли значимых результатов. У нас была и есть большая команда, которая работает в этом направлении, проекте. В рамках ФИП провели большую онлайн-конференцию, на которой наши специалисты выступили с докладами, поделились опытом преподавания сложных дисциплины в дистанционной среде. И хочу отметить, что это были не просто доклады, а скорее мастер-классы. Ярким событием был международный научный культурно-образовательный форум «Евразия 2022». На нем выступали студенты, обучающиеся в Саудовской Аравии по нашим программам. Один из них рассказывал, насколько ему понятен в дистанционном формате процесс изложения тяжелых технических дисциплин. Это было здорово – получить обратную связь и достойную оценку на проделанную нами работу.

 

– А если говорить о массовых открытых онлайн-курсах? 

– В этом году мы достаточно серьезно усилили блок, касающийся создания массовых открытых онлайн-курсов по техническим дисциплинам. Одним из серьезных вызовов, который был перед нами поставлен, стало внедрение в курсы виртуальных лабораторий. То есть мы сделали не просто классические курсы, которые содержат теорию, видеолекцию, итоговые задания, но еще дополнительно, внутри курса, была встроена виртуальная лаборатория. Следующим этапом была апробация этого курса, ведь всегда важно получить обратную связь. Студенты нашего университета вместе с преподавателями проходят курс полностью, находят ошибки, делают замечания, которые мы исправляем, и только после этого курс выносится на обозрение всему миру. Отмечу, что педагогический сценарий дисциплины технического направления – трудоемкая работа, когда нужно связать теорию, практику и виртуализацию. Это тонкая и важная вещь, которая нам удается. Планируем и дальше развивать это направление, продолжим создавать непростые, сложные курсы. Сейчас мы достигли такого уровня, что можем делиться опытом. В наших планах – издание методических пособий, но с размещением в виртуальной среде, чтобы это было современно и максимально доступно всем, кому это интересно.

– Предполагается ли прохождение практики? 

– Сама практика не отменяется, она предусмотрена и наши студенты ее проходят. Практика – это обязательный элемент учебного процесса. Как правило, студенты ИОДО – это взрослые люди, которые работают, либо это студенты, которые сами находят себе место практики. Важно, что прежде чем наш студент попадает в какие-то реальные условия, он уже знаком с оборудованием. Виртуальные лаборатории, которые мы используем при обучении, отрисованы с реальных установок, это не придуманные вещи. Согласитесь, когда вы уже виртуально знаете кнопки, с помощью которых запускается станок, агрегат, стенд, проиграть в реальной жизни этот процесс будет значительно легче. Это как в игре, которую ты уже прошел. 

 

– Как часто надо будет обновлять содержание онлайн-курсов?

– Чем хороши массовые онлайн-курсы по техническим дисциплинам, они не устаревают. Это не юриспруденция, бухучет, где постоянно происходят изменения. Технические дисциплины – это фундамент, на котором идет вся настройка. Не исключаю, что когда-нибудь произойдут серьезные изменения в самой методике преподавания и нам придется что-то переделывать, но в ближайшее время эти курсы будут актуальными и современными. 

 

– Сейчас на слуху истории с нарушением авторских прав. Наши учебные программы как-то защищены от этого?

– Основная цель массовых открытых онлайн-курсов – обеспечить студентам прямой доступ к учебным материалам без необходимости поступления в университет, а также предоставить ресурс в распоряжение педагогов, чтобы те использовали его в своих собственных профессиональных интересах. Все права на учебные программы, разработанные курсы принадлежат ЮУрГУ. При записи онлайн-курсов мы используем все атрибуты защиты – логотип вуза, фио преподавателя в титрах и др. При этом все материалы доступны для скачивания. Чем больше слушателей увидят логотип ЮУрГУ и мастерство наших преподавателей, тем лучше. 

Ксения Юферева, фото: Данил Рахимов
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86д
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.