Как выстроены «связи с общественностью» в сфере профессионального образования в разговоре с Еленой Давлетшиной, начальником управления медиакоммуникаций и мониторинга ЮУрГУ узнал Федор Кручинин.
— Слышал такое мнение, что современный российский PR вырос из комсомола, а отнюдь не из западных лекал?
— У меня тоже ощущение, что «связями с общественностью» я занимаюсь всю жизнь! И действительно сначала был именно комсомол: возглавляла школьную комсомольскую организацию, а затем, когда в обкоме комсомола отправляла группы детей на отдых в «Артек», «Орленок» и «Океан» элементы работы с общественным мнением однозначно использовались. Потом в 90-тые – начале нулевых мы занимались подростками и молодежью, проводили массу мероприятий и обязательно об этом рассказывали журналистам, так сказать, работали с медийным полем.
В 2004 году в Издательском доме «Губерния» вообще плотно работали со СМИ: осуществляли поддержку редакций городских и районных газет, проводили журналистские семинары, конкурсы и фестивали. В это время в организациях еще не было отдельных PR-специалистов, но заявлять о себе было необходимо. В Москве успешно работало и действует до сих пор «Агентство гуманитарных технологий – АГТ», в 2006 я возглавила его дочернюю компанию «АГТ-Челябинск». Нас, руководителей дочерних организаций, учредители собирали, учили, давали много полезной информации, поддерживали. А потом пришел кризис 2008 года. И первое, что сделали компании-заказчики наших услуг, это порезали свои рекламные бюджеты…Пришлось ненадолго уйти из профессии. Но она, в конце концов, не отпустила…
— Помнится, что и в Театре оперы и балета, и в областном министерстве социальных отношений, где ты после работала, PR играл главную скрипку…
— Да, в театре работала в то время, когда кризис 2008 года давал свои самые негативные плоды. Не секрет, что в 2009 году людям было совсем не до высокого искусства. И хоть цены на билеты были небольшие — 200-300 рублей, зрителей все равно было не много. И мы пошли в народ! Рассказывали, показывали, играли, призывали, проводили тематические вечера и мероприятия: «Японский вечер в опере», «Театральный трамвай», «Вечер вальса», «Мобильная касса»… Вместе со зрителями мы придумали название для театральной газеты «Созвучие», со страниц которой знакомили их с артистами, историей театра, театральным закулисьем. И для журналистов придумывали разные нестандартные информационные поводы, например, пригласили их посмотреть, как готовится к театральному сезону главная люстра зрительного зала, одна съемочная группа вообще подобралась к лебедке на крыше, которой люстра опускается и поднимается! Много всего интересного было!
В министерстве я возглавляла пресс-службу. К этому времени во всех государственных структурах должны были быть сотрудники, ответственные за связи со СМИ, открытость власти поставлена в приоритет. Так что там PR уже стал основой моей деятельности.
— Сфера культуры и чиновничество предлагают совершенно разные реальности. Какая специфика лично для тебя комфортнее?
— Понимаешь, задача у пиарщика одна – рассказать общественности о работе своей организации. Темы и инструменты разные! У меня есть мастер-класс, который я читаю студентам направления «Государственное и муниципальное управление», он называется «PR в государственной сфере: есть ли место творчеству?». Так вот там я ребятам задаю вопрос, обращался ли кто-нибудь из них в органы социальной защиты населения. Еще ни одна рука не поднялась за три года преподавания. Значит, говорю я им, вы очень хорошо живете. А система социальной защиты населения оказывает поддержку в той или иной форме 1/3 населения Челябинской области. И вот как рассказать об этих мерах поддержки доходчиво, как показать ежедневный труд сотрудников системы, какие найти слова, чтобы семьи стали брать к себе детей из учреждений для детей-сирот и т.д. Здесь можно подумать – скука какая! Но вот тут и находится место творчеству PR-специалиста. Вообще, я очень благодарна судьбе, что дала мне такую возможность – поработать более 5 лет в соцзащите, я сейчас совсем по-другому смотрю на многие вещи.
— А теперь ты плаваешь в волнах образовательного PR. Какова здесь специфика задач по пиарщика?
— Я пришла в ЮУрГУ в разгар пандемии и главной задачей на тот момент было, во-первых, успокоить народ – и студентов, и сотрудников, дать актуальную информацию о действиях руководства вуза по преодолению последствий коронавирусной инфекции. Мы активно наполняли повестку нашего сайта и соцсетей различными полезными новостями. Помню, особенно заходили у аудитории посты, чем заняться в изоляции, про меры профилактики и поддержки. В университете на этажах было тихо. И большой радостью стало, когда вуз снова ожил, зашумел, зазвучал!
Главной задачей управления медиакоммуникаций и мониторинга я вижу продвижение вуза во всех направлениях: на международном, федеральном и региональном уровнях, среди широких масс населения, в СМИ и в соцсетях, у потенциальных работодателей и стратегических партнеров. У нас достойные научные разработки, и здесь я вижу большой потенциал интереса к нам со стороны СМИ. У нас одаренные студенты, которые побеждают на различного рода конкурсах – это тоже прекрасный информационный повод. Вообще, своим коллегам я всегда говорю: «Расскажите нам о том, что у вас происходит, а мы найдем вариант, как это преподнести, как сейчас говорят – сможем правильно упаковать». Вообще, мечтаю, чтобы наши ученые не стеснялись и находили время рассказывать нам о своих разработках, ведь по блеску глаз очень сложно догадаться, что нового у человека! (улыбается)
— Минобрнауки РФ год назад стал оценивать медиаактивность вузов. Ваше учебное заведение вошло в ТОП-20 вузов страны (всего рейтинг оценивает 218 вузов). За счет чего прорыв?
— Главный двигатель — прекрасная команда! Ребята молодые, энергичные, профессиональные. Любят университет! Практически все окончили ЮУрГУ и дальше продолжают обучение, кто-то поступает в магистратуру, кто-то в аспирантуру! Каждый выход рейтинга мы обсуждаем, что удалось сделать, где можно улучшиться, что еще подтянуть. Следим за нашими конкурентами, изучаем их стиль, подходы, например, в ведении соцсетей. Это естественно, ведь в нашей профессии останавливаться просто нельзя! Настолько всё быстро движется, меняется, что будешь стоять – останешься далеко позади. Одним из принципов в своей работе считаю открытость и максимально быстрое реагирование на запросы СМИ. Конечно, не всегда всё зависит от меня. Иногда взять экспертный комментарий не представляется возможным, тогда честно говорю об этом журналистам. А вообще, коммуникации превыше всего! Обо всем можно договориться, если движение идет с обеих сторон.
— Массовая культура создала далеко неоднозначный образ пиарщика. Ты бы сегодня «свежим» людям, только выбирающим профессию, посоветовала бы идти в PR?
— Однозначно, да! Если хочется креативить, придумывать что-то новое, нравится общаться (много общаться), если любишь быть на виду и в то же время – за кадром, любишь людей и готов работать (мозгами) 24/7 – нужно идти в PR! А образ профессии ведь тоже создают пиарщики, просто, видимо, сегодня им нужно, чтобы он был неоднозначным.