Аспирант ЮУрГУ из Таджикистана добился снижения трения в узлах поршневых машин

Способ повышения эффективности работы поршневых машин предложил аспирант ЮУрГУ. Результаты многолетнего исследования были представлены в диссертации на соискание степени кандидата наук, защита которой успешно состоялась в конце 2020 года. Наработки помогут двигателестроительным корпорациям улучшить продукцию.

Исследователи Южно-Уральского государственного университета снизили потерю энергии поршневых машин, активно использующихся в энергетическом машиностроении. Исследование легло в основу диссертации аспиранта из Таджикистана Мубориза Иззатуллоева, закончившего кафедру «Автомобильный транспорт» Политехнического института ЮУрГУ.

Снижение потерь мощности на трение в узлах и механизмах современных транспортных средств является актуальной задачей, однако мало исследований посвящено изучению этого аспекта для гидродинамических трибосопряжений (двух функционально связанных деталей, как поршень-цилиндр или подшипники коленчатого вала) поршневых машин с помощью микропрофилирования поверхностей трения.

Мубориз Иззатуллоев и его научный руководитель, д.т.н. Константин Гаврилов применили один из инновационных способов улучшения работы узлов трения поршневых машин. Он заключается в нанесении специальным способом на поверхности трения микротекстурирования, которое способствует снижению потерь на трение, обеспечивая безызносный режим работы, и увеличивает их ресурс. Эффективность такого подхода была доказана расчетами, продемонстрировавшими увеличение ресурса узлов трения поршневого двигателя внутреннего сгорания до 20%.

На фото: М. А. Иззатуллоев

«Работа над диссертацией заняла больше четырех лет. За это время были разработаны расчетные методики, компьютерные программы для определения оптимальных параметров, подготовлена и проведена серия экспериментальных исследований. Результаты были апробированы на конференциях различного уровня, в том числе международных. Разработанные методы и алгоритмы расчета сложнонагруженных гидродинамических трибосопряжений в дальнейшем планируется дополнить возможностью учета физико–химических свойств современных и перспективных антифрикционных покрытий трибосопряжений механизмов и машин», — рассказал Мубориз Иззатуллоев.

В результатах исследования заинтересованы двигателестроительные корпорации, которые производят высокофорсированные двигатели. Для них важны малейшие нюансы, в том числе при проектировании подшипников коленчатого вала и сопряжения поршень-цилиндр, ставших объектами многолетнего исследования.

ЮУрГУ, по словам аспиранта, открыл для него новые возможности и стал источником неоценимого опыта. Полученные знания и наработки Мубориз Иззатуллоев планирует использовать в научной и педагогической деятельности в Таджикском техническом университете имени академика М. С. Осими.

Южно-Уральский государственный университет создает комфортные условия для иностранных студентов и ученых, предоставляя большое количество образовательных возможностей.


Читайте нас:

Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.