Специалист ЮУрГУ ответил на вопросы, касающиеся системы общественного транспорта

13 декабря в Южно-Уральском государственном университете состоялся брифинг, в ходе которого был представлен научно-исследовательский проект ЮУрГУ по созданию комфортной, безопасной современной системы общественного транспорта. Главная его задача – создание дополнительных удобств для пассажиров и увеличение скорости передвижения внутри Челябинска, включая Копейский городской округ и Сосновский муниципальный район.

Несмотря на формальное завершение проекта, результатом которого стала разработка четырех базовых документов, которые планируется принять до конца года, работа над оптимизацией некоторых решений еще ведется.

Как нововведения скажутся на стоимости проезда? Будет ли общественный транспорт приходить быстрее, а также, какие меры будут приняты для внедрения инноваций в действующую транспортную систему?

На эти и другие вопросы ответил один из авторов проекта, преподаватель кафедры “Автомобильный транспорт” ЮУрГУ, Кирилл Мячков.

 

Методы, которые вы перечислили, нельзя назвать мягкими, но и радикальными они также не являются. Расскажите, как вы планируете внедрять все эти улучшения в систему общественного транспорта города и округов?

Для наиболее плавного перехода к новой системе работы общественного транспорта предусмотрена поэтапная реализация изменений. Так, предлагается провести реализацию подготовительных инфраструктурных мероприятий уже в 2021 году, а основные изменения маршрутной сети поэтапно в течение 2022 года. Это исключает вариант одномоментного, «шокового» перехода к новой системе, что является благоприятным фактором как для пассажиров, так и для перевозчиков. 

Как жители Челябинска высказались о проекте по усовершенствованию транспортной сети? 

Для учета пожеланий жителей был организован сбор мнений и предложений в ходе официального размещения проекта, где с ним мог ознакомиться каждый желающий. Различными каналами, как через Министерство дорожного хозяйства и транспорта, так и экспертное сообщество, получено более 300 комментариев, которые рассмотрены и проанализированы. По итогам рассмотрения более половины замечаний были полностью либо частично учтены.

Кирилл Юрьевич, можно ли говорить о том, что предложенные меры позволят сократить время поездки? И если это действительно так, то насколько быстрее мы сможем попасть из точки А в точку Б?

Реализация предложенных мер по повышению скорости движения общественного транспорта (обособление трамвайных путей, адаптивное управление светофорными объектами, организация выделенных полос), позволят сократить среднее время поездки по Челябинску на 6 %, что в совокупности дает значительный эффект экономии времени для пользователей маршрутной сети.

Проект подразумевает повышение стоимости разового проезда. Изменится ли при этом стоимость проездных? Можно ли говорить о том, что приобретать проездной станет выгоднее, чем каждый раз оплачивать свою поездку наличными?

Практика повышения стоимости разовой поездки за наличный расчет без использования абонемента является распространённой практикой в городах и агломерациях с прогрессивными транспортными системами. Она направлена на стимулирование приобретения билетов длительного пользования 30, 90, 180 дней и т.д. Поскольку основная масса пользователей сети общественного транспорта является ее регулярными пользователями, снижение стоимости проездного билета длительного пользования является очевидным преимуществом для таких пользователей. Для гостей города предлагаются абонементы на 1, 3, 7 дней, также предоставляющие выгодные условия по сравнению с разовой наличной оплатой. 

Кирилл Юрьевич, следующий наш вопрос про комфорт во время поездки. Планируется ли обновление и расширение автобусного парка?

В течение 2019-2020 года перевозчиками Челябинска были закуплены порядка 40-50 (как новых, так и бывших в употреблении) автобусов среднего класса. Согласно предложенной схеме, продолжится наращивание не только автобусов большого класса, но и среднего класса. Так, число таких автобусов возрастает в 5 раз, что является несомненным сигналом для участников рынка пассажирских перевозок к продолжению приобретения такого подвижного состава.

А что касается ожидания транспорта? Будут ли автобусы приходить быстрее?

Согласно проведенному социологическому опросу, приемлемая величина среднего времени ожидания транспортного средства на остановочном пункте для 88% респондентов составляет от 3 до 8 минут.  В предлагаемой схеме затраты времени на ожидание составят комфортное значение за счет высокой частоты движения магистральных маршрутов. Так, например, на сегодняшний день автобусный маршрут № 2 «Мехколонна – ЮУрГУ» работает с интервалом движения не менее чем 25 минут. В предлагаемой схеме он не только продлен, но и движется каждые 5 минут в пиковое время. Учитывая неравномерность подхода пассажиров, среднее время ожидания составит 2,5 минуты, что соответствует комфортному для пассажира диапазону.

Потребуется ли вносить какие-то изменения в действующее законодательство? Как это отразится на участниках рынка пассажирских перевозок?

Работа в новой системе будет осуществляться в рамках действующего законодательства, четко регламентирующего «правила игры», сюда относятся Федеральные законы № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». Также предприятия-перевозчики могут изучать опыт совместной работы перевозчиков с уполномоченными органами по системе брутто-контрактов в регионах с передовыми транспортными системами.

Как разрабатывалась схема концепции новых полос и дорог?

Концепция выделенных полос дорабатывалась в ходе официальных слушаний по проекту с участием представителей экспертного сообщества, в результате которых выделенные полосы в предложенном виде были поддержаны.

Их внедрение является распространенной практикой для многих городов России, вопрос согласования в данном случае является необходимым, но техническим моментом. 

В связи с постепенным отказом от маршрутных такси, будут ли обеспечены  водители трудоустройством?

Профессия водителя общественного транспорта станет гораздо более востребованной для Челябинской агломерации, поскольку возрастает число больших автобусов, экипажи которых должны быть укомплектованы. Опыт других городов России, вставших на путь транспортной реформы, подтверждает это. К тому же, уже сейчас наблюдается недостаток кадров для электротранспорта, а учитывая заданный вектор его развития, потребность в них также возрастет. Это открывает широкие возможности не только трудоустроиться, но и получить полагающиеся по закону социальные гарантии от работодателя, в чем, несомненно, работники общественного транспорта заинтересованы.

Как решится вопрос с маршрутками? Их число будут уменьшать у нас в городе? 

Да, количество малых автобусов значительно сокращается. При этом им на замену приходят современные комфортные трамваи, а также автобусы большого и среднего класса.

Когда, по данному проекту, планируется присоединить общественный транспорт Копейска, в рамках Челябинской агломерации?

В начале 2022 года, одним из первых этапов транспортной реформы.

Как транспортная схема будет учитывать конъюнктурные изменения на рынке общественного транспорта?

Поскольку теперь транспортная схема будет строиться с использованием и компьютерной транспортной модели, работа по ее актуализации с учетом происходящих в городе изменений должна вестись на регулярной основе. Это новое слово транспортного планирования для Челябинска, соответствующее опыту городов с передовыми транспортными системами.

Регулярное занесение новых данных в модель, расчет результатов различных управленческих решений позволит учитывать конъюнктурные изменения всех факторов, влияющих на работу транспортной системы.

Над разработкой комфортной, безопасной и современной системы общественного транспорт работали ведущие специалисты этой сферы, кроме того, непосредственное участие в создании проекта приняли жители города. В рамках подготовки была собрана обратная связь жителей города и области, которые в формате опроса выразили свои пожелания по улучшения транспортной системы города.

Справка

Напомним, что прием замечаний и предложений по организации работы общественного транспорта в Челябинской агломерации продолжается. Заявки принимаются на официальном сайте Миндортранса, в разделе «Агломерация Большой Челябинск», а также по электронной почте: bigche[at]mindortrans74[dot]ru. Все направленные заявки будут переданы на рассмотрение специалистам.

 


Читайте нас:

Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.