Иди и смотри. Фильмы о войне

Фильмы о войне смотреть трудно. Трудно и больно. Но наступает время, когда мы должны идти и смотреть, и пересматривать…  Потому что мы должны помнить. 

Этот фильм, снятый в конце 50х, – дитя «оттепели», этот фильм – «Летят журавли» Михаила Калатозова по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Этот фильм – о людях, простых людях, в жизни которых ворвалась война.

Любимец Каннского фестиваля – фильм получил единственную в истории отечественного кинематографа высшую награду киносмотра – «Золотую пальмовую ветвь», потому что эта история была понятна всем в мире. Всем.

Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников» – фильм не о двух партизанах, попавших в руки к немцам, это фильм о личной Голгофе каждого на этой войне. Фильм был снят в конце 70-х, чудом прошел все цензурные препоны, и, отправившись на фестиваль в Европу, получил высшую награду Берлинского кинофестиваля – «Золотого медведя».

А фильм «Иди и смотри» стал последним фильмом режиссера Элема Климова - мужа погибшей в автокатастрофе Ларисы Шепитько, снятый по произведениям Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны» и «Каратели». Фильм о мальчишке, который подавшись в партизаны за несколько дней превращается в старика…

Сняв беспрецедентно правдивый, жесткий и натуралистичный в своей жестокости фильм, Климов понимал, что смотреть его будет очень сложно, но на сомнения режиссера писатель Алесь Адамович ответил:

«Пусть не смотрят, но мы должны это оставить после себя. Как свидетельство войны, как мольбу о мире». 

«Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, вышедший в 1965 году, и «Блокада» 2005 года Сергея Лозницы – 2 антипода документализма. И тот, и другой работают с архивными материалами, но Ромм – наследник Эйзенштейна, Пудовкина и Вертова максимально использует выразительные киносредства: монтаж, закадровую речь и хронику для того, чтобы показать ужасы нацизма, что оказывает невероятное эмоциональное воздействие на зрителя.  

Лозница же в «Блокаде» специально отказывается от всего - от слов, музыки, каких-либо эффектов – в тишине мы остаемся один на один с умирающим Ленинградом и с самими собой. Из этого фильма мы не узнаем количество жертв и граммов хлеба, съеденного в день блокадниками, но становимся очевидцами и испытаваем эффект глубокой иммерсии.

Фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (2015) о легендарной женщине-снайпере Людмиле Павличенко, это ей принадлежит фраза, которую она произнесла на дипломатической встрече в США, чтобы убедить союзников открыть второй фронт:

«Джентльмены! Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» 

Но этот фильм не только о борьбе, мщении и потерях, это фильм о силе духа. 

«Если ты не придумаешь, ради чего жить, то погибнешь», – говорит Людмиле муж перед тем, как погибнуть.

Но эта женщина не сломалась - она выиграла все свои войны – как солдат, как дипломат и как женщина - сказала о ней ее подруга - жена американского президента Элеонора Рузвельт.

Вместо послесловия:

Хорхе Луис Борхес говорил, что есть всего четыре истории, которые люди будут вечно рассказывать друг другу: это история об осажденном городе, история о возвращении - путь домой, история о поиске и самоубийство бога.

Посмотрев эти фильмы, вы сами поймете, где какая. Просто идите и смотрите.

Анна Красавина
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.