Проектное обучение в ЮУрГУ: вуз внедряет современные технологии подготовки кадров

Южно-Уральский государственный университет предложит студентам качественно новый уровень получения высшего профессионального образования. С сентября 2018 года один из ведущих вузов страны внедрит проектное обучение как в магистратуре, так и в бакалавриате и специалитете.

Данная технология позволит вузу существенно повысить качество обучения и конкурентоспособность выпускников на российском и международном рынках труда. Современному работодателю недостаточно видеть в своей компании специалистов, обладающих теоретическими знаниями и престижным дипломом. Сегодня на рынке труда ценятся комплексный подход к решению задач производства и личностные качества выпускника: умение работать в команде, принимать решения и брать за них ответственность, мыслить инновационно и творчески. Достичь такого уровня позволит проектное обучение. Ректор ЮУрГУ Александр Шестаков:

«В новом учебном году университет внедрит проектное обучение более, чем в 50 образовательных программ вуза в рамках стратегии развития ЮУрГУ. Проекты должны соответствовать передовому уровню техники, задачам, которые решает бизнес. Они будут согласованы с предприятиями, лидирующими в России или на глобальном мировом рынке. Предприятие дает тему проекта, назначается руководитель. Формируется набор учебных курсов, создается команда (не менее пяти человек). Через два года мы получаем результат проекта – устройство, систему или программный продукт. Подобного подхода в стране нет».

Особенностью проектного образования является его междисциплинарный характер, когда для реализации одного проекта формируется команда студентов разных направлений и разного уровня подготовки – инженеров, программистов, экономистов, маркетологов, дизайнеров. Огромным плюсом совместной деятельности является приобретение студентами навыка работы в команде. По окончании обучения формируются готовые «стартапы» и «спин-оффы».

«После окончания вуза команда стартапа продолжает самостоятельно развиваться и коммерционализировать научно-технические разработки, организуя собственный бизнес или малое инновационное предприятие. Когда же проект создаётся и реализуется по заказу крупной индустриальной корпорации, то на выходе из университета работодатель получает одновременно и готовый проект, и команду подготовленных специалистов (спин-офф), которая логично продолжают внедрять концепцию проекта уже будучи в составе этого крупного предприятия», –поясняет Андрей Радионов, проректор по учебной работе ЮУрГУ.  

«Ключевой идеей проектного обучения является индивидуальная образовательная траектория студента, его личный учебный план, который он сам формирует исходя из задач проекта, – рассказывает Андрей Радионов, проректор по учебной работе ЮУрГУ. – Для этого в ЮУрГУ имеется богатейший ресурс – возможность обучения на площадках институтов открытого и дистанционного образования, а также дополнительного образования, где студент может прослушать любой подходящий электронный курс, воспользоваться массовыми открытыми онлайн-курсами (MOOC) любого университета страны или мира по нужной ему дисциплине».

Как студенту попасть в проект, а работодателю заявить о нем?  Для этого с нового учебного года в ЮУрГУ начнет работу веб-платформа «облако проектов» как площадка для коммуникации работодателя, студента и руководителя проекта. Проректор по информатизации ЮУрГУ Леонид Соколинский:

«Заказчик через веб-интерфейс размещает заявку на реализацию определенного проекта. Например, Министерство культуры Челябинской области, выступает заказчиком на создание виртуального музея писателей Южного Урала. Далее, система оповестит всех потенциальных руководителей (научно-преподавательский состав ЮУрГУ, руководителей лабораторий и др.) о появлении нового заказа на проект. После этого будут сформированы техническое задание и вакансии проекта с описанием уровня необходимых компетенций для членов будущей команды. Система автоматически известит о новом проекте всех зарегистрированных студентов, подходящих по своим компетенциям. Студент отравляет свою заявку на рассмотрение руководителю, а тот, изучив его портфолио, принимает решение о включении в проект».

Если для участия студенту требуются дополнительные компетенции, то система сама предложит ему комплекс аудиторных, электронных и массовых онлайн-курсов, которые нужно пройти в рамках его индивидуальной образовательной траектории в соответствии с образовательными стандартами и программами, реализуемыми в ЮУрГУ.

В облаке проектов в системе студенческих портфолио собирается вся информация о компетенциях студента, чтобы работодатель мог оценить потенциального сотрудника и отправить ему приглашение онлайн на стажировку или вакансию. При этом вероятность успешного трудоустройства студента, прошедшего проектное обучение, по сравнению с выпускником традиционной формы, должна быть выше.

«Для нашего вуза идея проектного обучения не нова. Оно и сегодня успешно реализуется в системе элитной подготовки. Например, ярким примером проектной деятельности Высшей школы электроники и компьютерных наук является ее сотрудничество с компаний Samsung Electronics по реализации программы «IоT Академия Samsung», в Институте естественных и точных наук для совместного проекта с ПАО «ММК» «Безреагентная (фотокаталитическая) очистка воды от трудноокисляемых загрязнений» будет внедрено проектное обучение в одну из магистерских программ. Однако, если раньше мы сотрудничали с партнёрами в формате проектного обучения на локальном уровне, то теперь оно должно стать обязательным элементом эффективной образовательной вертикали «довузовская подготовка – бакалавриат – магистратура», – отметил ректор ЮУрГУ Александр Шестаков.

Таким образом, студентам ЮУрГУ станет доступен качественно новый уровень высшего профессионального образования аналогов, которому, на сегодня, в России нет.

Оксана Кувакина; фото: Олег Игошин, фотошкола ЮУрГУ
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.