В преддверии 31-го июля — дня рождения знаменитого волшебника Гарри Поттера и его создательницы Джоан Роулинг — ученые Южно-Уральского государственного университета провели уникальное для России психологическое исследование, которое подтвердило следующую гипотезу: идентифицируя себя с любимым персонажем фильма (положительным или отрицательным), человек принимает модель его поведения и в дальнейшем может запустить ее в реальных жизненных ситуациях. Результаты исследования могут найти применение в педагогике.
Более 20 лет назад была опубликована первая книга о «мальчике, который выжил». Сегодня имя Гарри Поттера знакомо не только каждому ребенку, но и многим взрослым. Но так ли безобидны детские сказки, как кажется на первый взгляд, и могут ли фильмы о волшебнике влиять на ролевое поведение личности? Этот аспект вызывал особый интерес ученых Лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ. Чтобы это выяснить, социальными психологами был проведён научный эксперимент с участием 70 человек в возрасте от 19 до 23 лет — поклонников фильмов о Гарри Поттере.
Киноиндустрия задает новый вектор исследований для психологов
«Мы начали изучать, насколько люди идентифицируются с персонажами Поттерианы, как с положительными, так и с отрицательными. Для этого было использовано две методики.Это всемирно известная методика семантического дифференциала Ч. Осгуда по принципу анкетирования, которое определило, насколько схожи оценка человеком себя и его оценка персонажей, а также авторская методика профессора ЮУрГУ Веры Грязевой-Добшинской "Ролевые отношения субъектов с творческими личностями" ("РОССТЛ")», — рассказывает младший научный сотрудник лаборатории ЮУрГУ Светлана Коробова. В методике «РОССТЛ» специально созданные картинки людей произвольно выбираются человеком из предложенного множества картинок, затем они оцениваются им с помощью предложенных вариантов характеристик (добрый/злой, веселый/грустный). Таким образом методика позволяет определить, с какими социальными ролями человек себя идентифицирует, какие ценности определяют его поведение, а также оценить его востребованность/невостребованность в обществе и креативные возможности.
Изначально методика создавалась для исследования личностных и социокультурных ресурсов и барьеров инновационного лидерства и использовалась в психологическом аудите персонала и обучающих программах менеджеров по инновационному лидерству. Сейчас методика востребована в диссертационных исследованиях аспирантов лаборатории по тематике информационного стресса (вызванного воздействием авторского или массового искусства, СМИ).
«Были выбраны 14 персонажей из фильмов о Гарри Поттере для идентификации, как с положительными, так и с негативными качествами. Участники эксперимента оценивали их по разным параметрам, отвечая на вопросы разработанной анкеты: добрый/злой, притягательный/отталкивающий и т.д. Анкета была предложена участникам, чтобы они охарактеризовали и свои качества, — отмечает Светлана Коробова. — Мы сопоставили результаты двух анкет и определили, насколько совпадают результаты оценки себя участников с их оценкой любимого персонажа. Идентификация с персонажем подразумевает, что во время просмотра фильма зритель будет сопереживать именно ему. В основе идентификации лежит принцип похожести: "Он похож на меня, и я переживаю то же, что переживает он". Выявлено, что идентифицируясь с персонажем, человек принимает его модели поведения и в реальных жизненных ситуациях запускает их».
Кто Ваш «двойник»?
Среди персонажей наиболее популярными для идентификации стали Гермиона Грейнджер, профессор Макгонагалл, профессор Дамблдор, Гарри Поттер, Волан-де-Морт и Долорес Амбридж. В результате эксперимента были получены интересные данные. Так, наибольшее число участников идентифицирует себя именно с Гермионой Грейнджер: они разделяют ее систему ценностей, сопереживают ей и принимают ее ролевое поведение.
Те участники, кто идентифицировал себя с главными положительными персонажами, волшебниками Гермионой или Гарри Поттером, видят себя в роли «творцов» и чувствуют, что общество их принимает. Однако обе группы не ощущают себя востребованными в обществе и не знают, как найти применение своим креативным способностям.
Людям, чьим «двойником» стал светлый маг профессор Дамблдор, хотят видеть себя «творцами», способными помочь другим в сложной ситуации. Выбор Дамблдора для идентификации помогает определить возможную дальнейшую стратегию выстраивания своей жизни в рамках следования идеалам добра и жертвенности ради достижения общей цели. Участники эксперимента, идентифицирующие себя с профессором Макгонагалл, определяют себя в роли «спасателя», приходящего на помощь в критических ситуациях.
Самые интересные результаты связаны с идентификацией студентов с отрицательными персонажами. Именно для них особенно важно ощущение своей востребованности в обществе. Профессор Амбридж представлена в фильме как персонаж с амбивалентной этикой, для нее допустимы любые решения, которые помогут в достижении поставленных целей. Люди, идентифицирующие себя с ней, способны стать востребованными независимо от того, в какой системе ценностей они окажутся. Свое отражение в Долорес Амбридж находят те, кто способен не обращать внимания на этическую сторону вопроса.
Тем, кто идентифицирует себя с главным отрицательным персонажем, могущественным темным магом Волан-де-Мортом, свойственны большие амбиции и стремление к власти, они определяют себя через высокостатусные роли. Все решения, принятые ими, направлены на то, чтобы достичь высокого статуса любой ценой.
«Авторами выявлена очень важная тенденция: при том, что молодежь чувствует себя принятой в обществе, она не ощущает собственной востребованности. Следовательно, необходимо создание пространства, атмосфера которого будет демонстрировать заинтересованность общества в смелых идеях, поддерживать креативных, готовых рисковать, экспериментировать, нарушать правила и выходить за рамки системы — не разрушая, но развивая ее, выводя на новый уровень», — отмечает Алиса Мальцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования ЮУрГУ.
«Культовое кино притягивает зрителей на свою "игровую площадку", оно потенциально способно изменять психику и поведение, а дальше — «игра играет игроком», как сформулировал один из исследователей игровых структур философ Ханс Гадамер. Но между любым воздействием искусства и изменением поведения людей стоит более или менее сложная система личностных факторов (приятно — неприятно, ведет к успеху — рискованно). Человек всегда выбирает вариант действий в соответствие с этими факторами, а так как мир интенсивно меняется, то ему постоянно приходится совершать выбор в ситуации неопределенности. В будущем мы сможем моделировать взаимодействие факторов и предсказывать вероятное поведение на основе современных математических методов», — рассказывает доктор психологических наук, профессор ЮУрГУ Вера Грязева-Добшинская.
В кино всегда привлекательнее злодеи
«Наше исследование позволяет ответить на вопрос о том, как влияет на нас массовое кино. Психика человека устроена так, что, наблюдая за поведенческими моделями любимых героев, мы запоминаем их и рано или поздно может ими воспользоваться. Это способ социального научения через наблюдение, который описан еще психологом Альбертом Бандурой», — отмечает Светлана Коробова.
При этом поведенческие модели, демонстрируемые отрицательными персонажами, часто более эффективны, что может стать основой изменения собственной социально-ролевой идентичности. Знание о том, какой социально-ролевой стратегии придерживается человек и с кем себя идентифицирует, позволяет предсказать его решения в дальнейшем, делают вывод ученые ЮУрГУ.
Исследование имеет прикладное значение, и его результаты могут найти применение в педагогике, считают ученые-психологи. Оно в очередной раз подсказывает родителям, что важно всегда быть в курсе интересов своего ребенка, того, что он смотрит и читает.
«Особую значимость приобретает необходимость всестороннего обсуждения родителей и детей как произведения в целом, так и впечатления от знакомства с его героями в частности. Если ребенок или подросток ассоциируют себя с «негативным» героем, открытое обсуждение становится крайне важным. Родитель может помочь расставить определенным образом акценты на тех или иных качествах героя. Например, даже самый главный отрицательный персонаж — Волан-де-Морт — был хорошо образован и, безусловно, обладал качествами лидера. А то, на достижение каких целей будут направлены такие качества, во многом определяется родителями, если они принимают активное участие в жизни своих детей», — отмечает Вячеслав Козлов, консультант в области управления, психотерапевт, доцент кафедры психологии развития и возрастного консультирования ЮУрГУ.
В психологическом консультировании сегодня активно применяется метод психологической коррекции — сказкотерапия. Использование влияния сказок, мифов, историй педагогами и родителями при воспитании детей особенно популярно в российской действительности. И этим подтверждается актуальность изучения произведений Дж. Роулинг и фильмов, снятых на их основе. Сегодня крайне важно исследовать то, каким образом воспитательный фактор реализован в популярных произведениях, считают ученые-психологи.
СМИ о нас
https://iz.ru/772487/mariia-nediuk/personazhi-garri-pottera-rasskazhut-psikhologam-o-kharaktere