Пока мировые автогиганты внедряют в своих автомобилях систему Traffic Light Information (которая лишь показывает, через сколько секунд сменится свет), российская разработка решает задачу на порядок сложнее. Созданный в Южно-Уральском государственном университете алгоритм не просто «видит» светофор – он предсказывает освобождение перекрёстка с точностью, недоступной конкурентам.
Разработка ученых ЮУрГУ имеет ряд технологических преимуществ перед мировыми аналогами. Известные программы автоконцернов используют запрограммированные таймеры светофоров или данные от муниципальных серверов. Их система работает по принципу: «Светофор №1 переключится через 10 секунд». Она не видит, успели ли проехать все машины с предыдущего цикла, не учитывает пешеходов, которые могут задержать переключение, или внезапно возникшее препятствие. Челябинская система AIMS Eco использует в качестве сенсорной сети обычные уличные камеры. Компьютерное зрение в реальном времени анализирует: текущую фазу светофора, количество транспортных средств, ожидающих проезда в каждой полосе, динамику освобождения перекрёстка после включения зелёного света.
«Представьте, что вы едете по городу и ваш навигатор вместо маршрута показывает вам одну-единственную цифру: «47 км/ч», – рассказывает руководитель проекта, доцент ЮУрГУ Владимир Шепелев. – Вы следуете этой рекомендации и проезжаете все перекрёстки только на зелёный свет, без единой остановки».
Система имеет следующие ограничения:
- Функционирует только на участках дорожной сети с координированным режимом движения («зелёная волна»).
- Предназначена для использования в межпиковый период, когда интенсивность транспортного потока не превышает пропускную способность участка.
Результаты пилотных испытаний в Челябинске лишь подтвердили расчёты: на двух связанных перекрёстках. Автомобили, следующие рекомендациям приложения, продемонстрировали практически нулевое время ожидания. По предварительным данным, экономия топлива составляет 15-20% на участках пути с регулируемыми перекрёстками. Кроме того, происходит сокращение выбросов CO2 и NOx: это немедленный вклад в улучшение экологической обстановки в городе без капитальных затрат на инфраструктуру.
«Архитектура системы учитывает не абстрактный таймер, а физическую возможность для вашего автомобиля проехать, – поясняет Владимир Шепелев. – Алгоритм знает, что даже если на светофоре загорелся зелёный, нужно ещё 5-7 секунд, чтобы последняя машина с предыдущего цикла освободила путь. Именно эта data-точность и позволяет давать рекомендацию по скорости с гарантией в 100%».
Ученые утверждают, что даже если один из десяти участников дорожного движения применит мобильное приложение для безостановочного проезда перекрестков, это повысит общую плавность трафика для всех участников движения, включая тех, кто данным сервисом не пользуется.