Ученые ЮУрГУ наделили коммунальные машины искусственным интеллектом

Сотрудники Южно-Уральского государственного университета создали прототип первого российского унифицированного программного обеспечения для управления технологическим оборудованием коммунальных машин разного класса. Проект реализуется совместно с промышленным партнером – Курганским заводом дорожных машин в рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (национальный проект «Наука и университеты»). В 2022 году он вошел в число победителей в конкурсном отборе на получение субсидий на реализацию научно-технических проектов, включенных в перечень НОЦ Урал от Правительства Челябинской области.

Разработка челябинских ученых позволит усовершенствовать различные технологические процессы, которые осуществляют коммунальные машины в городе: подметание, полив, очистку, уборку снега.

«Уборка осуществляется, как правило, в ручном режиме, когда водитель, он же оператор, включает и выключает оборудование в зависимости от необходимости, – рассказывает доцент кафедры «Электрические станции, сети и системы электроснабжения» Андрей Мартьянов. – К примеру, снегоуборочная машина выезжает на маршрут, водитель на глаз оценивает количество снега, опускает щетку пониже, затем поднимает, в общем, как-то регулирует. То есть, качество уборки зависит от опыта и добросовестности оператора».

Ученые ЮУрГУ решили исключить влияние человеческого фактора и разработали автоматизированную систему, которая, исходя из дорожной обстановки, сама будет выбирать тот или иной режим уборки, не позволяя оператору вмешиваться в процесс.

«Сейчас у каждой машины свой пульт управления и интерфейс, – говорит директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров. – Мы провели анализ действующих программных обеспечений и разработали уникальное техническое решение. Наша система – это не только исполнительный механизм, который приводит в движение различные «обвесы» – щетки, пылесос, разбрызгиватель. Она получает информацию о внешней среде: степени загруженности дороги, состоянии дорожного покрытия, погодных условиях. Здесь задействованы и видеокамеры, и современные технологии по распознаванию образов на основе машинного зрения».

По задумке, бортовая система будет состоять из модулей и их набор будет определяться необходимыми функциями. В настоящее время ученые и инженеры просчитывают количество, состав и функции этих модулей, чтобы в дальнейшем из них можно было конфигурировать любую систему. Разработка уже находится на стадии прототипирования. И это будет первая в России бортовая система с применением искусственного интеллекта.

«Машинное зрение позволяет оценить, насколько требуется та или иная операция, – поясняет Андрей Мартьянов. – Допустим, идет по маршруту поливальная машина, и на определенном участке наша система видит, что дорога и так чистая и, может быть, там не требуется большой напор воды. Если видно, что большое загрязнение, включается усиленная подача. Если автомобиль заезжает в лужу, блок управления распознает, что идет движение по луже и поливать ее вообще нет смысла. И как раз принятие решений о том, что нужно включить и выключить, мы хотим переложить на машину. В России подобных технических решений нет. В мире, возможно, наши конкуренты идут теми же путями, может быть, в лабораториях что-то разрабатывается, но серийно выпускаемых систем нет».

В проекте задействована междисциплинарная группа ученых ЮУрГУ: специалисты Центра компьютерного инжиниринга, Передовой инженерной школы «Сердце Урала», НИИ Опытного машиностроения, кафедры системного программирования ВШЭКН.

Первый прототип бортовой системы управления коммунальной машиной будет готов в начале 2025 года. Тогда же начнутся первые промышленные испытания на Курганском заводе дорожных машин.

В будущем созданная челябинскими учеными технология позволит объединить работу нескольких коммунальных машин в единое целое.

«Они смогут согласовывать свои действия друг с другом, работать как единый комплекс, – рассказывает Рамиль Закиров. – Первая машина убирает пыль, вторая следом увлажняет и так далее. Помимо этого, коммунальные машины смогут интегрироваться в единую сеть уборки городских улиц и даже работать на упреждение. Например, снегопад еще только прогнозируют, а система уже знает, какое место будет проблемным, куда выехать заранее, чтобы минимизировать пробки на дорогах. Это будущее, и мы к нему движемся».

По словам ученых, созданная технология пригодится в разработке беспилотных коммунальных машин. Решая текущую поставленную задачу, сотрудники университета «держат в уме» перспективу и вырабатывают такие решения, которые будут учитывать то, что человечеству потребуется в недалеком будущем.

К слову, в Южно-Уральском государственном университете на кафедре «Электропривод, мехатроника и электромеханика» при сотрудничестве с ИТ-компанией ООО Фирма «Интерсвязь» разработана программа магистратуры «Искусственный интеллект в робототехнике».

Плюсы обучения по программе:

– теоретическое обучение сочетается с большим количеством практических занятий с использованием компьютеров;

– видеозаписи лекций и презентации находятся в свободном доступе.

Какие задачи сможет решать выпускник?

  • составлять техническое задание на проектирование элементов гибких производственных систем в машиностроении;

  • проводить экспериментальные проверки работоспособности программных платформ систем;

  • руководить проектами по созданию комплексных систем на основе аналитики больших данных;

  • руководить проектами со стороны заказчика по созданию, внедрению и использованию одной или нескольких сквозных цифровых технологий искусственного интеллекта;

  • управлять проектами по созданию, поддержке и использованию систем бизнес-аналитики в организации.

 

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.