Исследованию географического происхождения овечьего руна, образцов ткани и бусин посвятили недавнее исследование уральские археологи Андрей Епимахов, Игорь Чечушков из ЮУрГУ, Полина Анкушева из ЮУрГГПУ (работает по гранту в ЮУрГУ) и их коллеги из Челябинска, Екатеринбурга и Кургана.
Андреем Владимировичем и его коллегами активно используется метод анализа географического происхождения по соотношению изотопов стронция 87Sr/86Sr. Это значение является уникальным «адресом», показывающим, в каком месте планеты пребывал исследуемый объект.
Археологами накоплена большая база стронциевых «адресов» (фоновая карта), позволяющая сравнивать их с археологическими объектами и определять место их происхождения. Достаточно хорошо «картированы» Центрально-Уральская, Тагило-Магнитогорская, Восточно-Уральская и Зауральская структурно-формационные зоны.
Уральскими археологами были проанализированы 12 объектов и трёх могильников эпохи бронзы (XIX – XVI веков до нашей эры), обнаруженных на Южном Урале – Степное VII, Алакуль и Агаповка II.
Больше всего образцов ткани было извлечено из могильника Степное Пластовского района, где были похоронены две девушки – представители алакульской культуры. Анализировались фрагменты их костюмов, а также головного украшения – подвески с тесьмой, окруженной с двух сторон плотным слоем ткани – предположительно, сумочки, в которую она была упакована.
В могильнике Алакуль была также обнаружена девушка, у которой многочисленные бронзовые украшения позволили сохраниться и фрагменту тканой материи на костях предплечья правой руки скелета.
Один объект был добавлен из могильника Агаповка. У погребенной там девушки было обнаружено украшение – медная бляха, а в неё вставлена кожаная нить, а также остатки красного текстиля – предположительно, головного убора.
Соотношения изотопов стронция в образцах руна из могильника Степное VII сравнили с аналогичным показателем в костях и зубной эмали местных овец. Некоторые образцы показали близкие значения, свидетельствующие о разнице разве что в 10–15 километров. Овцы паслись поблизости, что свидетельствует об осёдлом характере местного скотоводства.
Нить пастовых бус даёт аналогичные показатели – значит, и украшения поселенцы делали сами.
Однако среди рассмотренных образцов обнаружился и импорт – в основном из Восточно-Уральской зоны. Это свидетельствует об обменных процессах между поселениями.
Учёные рассмотрели пять путей импорта тканей, некоторые из них отвергли, другие сочли правдоподобными. Первый – импорт самих овец – скорее всего имел место. Второй – импорт шкур, сырья – аргументов за него нет. Третий – импорт тканей, тесьмы и пряжи, возможно, имел место в отношении вещей из могильника Степное. Четвёртый – импорт костюма целиком – маловероятен. Пятый – перемещение костюма вместе с владельцем – скорее всего, имел место для захоронения из могильника Алакуль.
Работа учёных поддержана грантом Российского научного фонда.