Южно-Уральский государственный университет с деловым визитом посетил заместитель министра науки и высшего образования России Андрей Омельчук. Рабочее совещание под его председательством было посвящено запуску первых объектов Межуниверситетского кампуса в Челябинске. Но как оказалось, Андрей Владимирович в курсе всех событий, происходящих в вузе, следит за его успехами и достижениями.
– Андрей Владимирович, как вы оцениваете динамику развития нашего университета? Знакомы ли вы с ней?
– С университетом я знаком, так как вхожу в Наблюдательный совет ЮУрГУ. Динамика хорошая. Мы видим, что университет успешно реализует наши программы – «Приоритет-2030», кампус, ПИШ. У вуза устойчивые связи с индустрией, с партнерами, с работодателями и, насколько я знаю, они только расширяются. «Школу 21» вы скоро откроете. То есть университет движется, динамично развивается, меня это радует.
– Минобрнауки будет продолжать поддерживать национальные проекты в сфере образования и планируются ли какие-то новые грандиозные проекты в будущем?
– Здесь важно понимать, что национальный проект «Наука и университеты» в этом году заканчивается, и с 2025 года некоторые мероприятия будут реализовываться уже в государственной программе. Допустим, федеральный проект кампуса перейдет в национальный проект «Молодёжь и дети». Мы, безусловно, будем продолжать всё, что делали все эти годы, появятся и новые инициативы. Например, с 2025 года, благодаря решению Президента, мы будем реализовывать большую программу по обновлению студенческих общежитий. Это старая проблема про условия проживания, мы её отчасти решаем, строим новые кампусы, но понимаем, что, кроме новых кампусов, надо приводить в порядок и действующий фонд. Поэтому с 2025 года стартует шестилетняя большая программа с хорошим финансированием, направленная на комплексное обновление студенческих общежитий.
– А что касается науки, что будет взамен проекта «Наука и университеты»?
– Мероприятия остаются! В национальном проекте «Молодежь и дети» мы будем продолжать создавать молодежные лаборатории. Считаем это важным инструментом, правильным мероприятием, и, что самое главное, это даёт молодым учёным возможность сформировать свою собственную повестку, собственную тему. Мы понимаем, что в науке много уже заслуженных великих учёных, и, чтобы молодым была дорога, у них должна формироваться своя собственная повестка. Молодёжные лаборатории как раз про это. Также будут работать все научно-образовательные центры мирового уровня, то есть то, что заканчивается нацпроект, не значит, что заканчиваются реализуемые и хорошо работающие сегодня меры государственной научной политики. Кроме того, они будут продолжены и в рамках национальных проектов технологического лидерства, которые формируются также по заданию Президента. И эти новые проекты обязательно включают в себя и научную, и кадровую составляющую, для того чтобы отрасль обеспечивать и необходимыми исследованиями, и, естественно, необходимыми кадрами.
– Минцифры заявило о том, что IT-компании могут обязать инвестировать 5 % от налоговых вычетов в обучение студентов профильных специальностей. Как вы относитесь к этой идее и какой видите механизм ее реализации?
– Я пока с деталями этого предложения не знаком, но могу сказать на примере кампуса, который мы сегодня обсуждали: если работодатель заинтересован в кадрах, ему должен быть интересен университет. Научно-образовательный корпус, который будет в Челябинском кампусе, практически весь создается с партнерами. То есть конкретные работодатели вкладывают средства в инфраструктуру кампуса. Работодатель должен приходить в университет не только тогда, когда студент заканчивает обучение: «Давайте я возьму вас на работу!» – он должен приходить в точке, когда студента даже еще нет. Иными словами, участвовать в инфраструктуре, в образовательных программах, и поэтому профильные компании абсолютно точно должны в университеты заходить. Если эти компании еще будут заходить с хорошими вложениями, и у Минцифры получится в отрасли сделать такой большой сдвиг, мне кажется, это пойдет на пользу системе высшего образования.
– Оправдал ли себя ориентир на цифровую индустрию?
– Знаете, здесь вопрос, мне кажется, двоякий. С точки зрения, оправдал ли он себя экономически, наверное, вопрос не к нам. А с точки зрения технологий, важно понимать, что сегодня без цифры невозможен практически ни один технологический участок. Сегодня цифра заходит в медицину, сельское хозяйство, промышленность – везде. Проектирование – оно все уже цифровое. Строительство – у него тоже цифровой след. Мы редко об этом задумываемся, но даже сельское хозяйство сегодня очень уверенно движется к высоким технологиям. Возникают сельскохозяйственные дроны, интеллектуальные системы определения болезни – это всё тоже цифра. И поэтому, хотим не хотим, цифра сегодня – это возможность. Возможность ускорения процессов, их оптимизации, возможность сделать их более эффективными. И мне кажется, цифра сегодня позволяет это сделать практически везде. Поэтому, безусловно, еще на ближайшие многие годы цифра будет большим направлением исследований и научно-технологического развития.