Привет от «Гагаринца» и открытки из космоса: студенты ЮУрГУ приняли сигналы со спутников

В Южно-Уральском государственном университете всемирный День авиации и космонавтики отметили особым мероприятием. 12 апреля с 9:00 до 10:30 лаборатория космической радиосвязи ЮУрГУ приняла со спутников проекта Space-Pi праздничные изображения в формате SSTV (телевидение с малоподвижным изображением). Студенты смогли понаблюдать за трансляцией приема космических открыток в вузовском коворкинге AI Lab GigaSchool.

«Сегодня мы приняли сигнал с шести спутников, – комментирует инженер кафедры «Радиоэлектроника и системы связи» ЮУрГУ, руководитель радиолаборатории «Импульс» в ДПШ им. Н.К. Крупской Евгений Мельников. – Три спутника передавали только телеметрию –транслировали состояние своего "здоровья" – напряжение аккумуляторных батарей, температуру на борту спутника и прочие технические параметры, которые интересны инженерам-разработчикам аппаратов; другие три спутника передавали изображения. В итоге мы получили из "ближнего космоса" три поздравительные открытки, посвященные Дню космонавтики».

В передаче сигналов SSTV участвовали спутники, разработанные школьниками и студентами из разных городов России:

• UMKA-1 (RS40S) – г. Подольск

• MONITOR-3 (RS58S) – г. Москва

• MONITOR-4 (RS57S) – г. Москва

• VIZARD-METEO (RS38S) – г. Москва

• NANOZOND-1 (RS49S) – г. Орел

• UTMN-2 (RS27S) – г. Тюмень

C таких спутников в формате SSTV Robot 72 в лабораторию космической связи ЮУрГУ (как и в любые другие лаборатории по всему миру) передавались изображения и технические параметры с интервалом в 3 минуты. Космические аппараты пролетали буквально над головами челябинцев на высоте около 500-550 км. Они сменяли друг друга в зоне видимости радиокосмической антенны ЮУрГУ каждые 9 минут.

Спутники летят с первой космической скоростью – 7,9 км/с, облетая Землю всего за полтора часа, – спустя это время они географически вновь вернулись в поле радиовидимости станции космической связи ЮУрГУ, так что студенты смогли увидеть трансляцию поздравлений из космоса дважды за все время сеанса.

Особой радостью для участников мероприятия стал первый космический «привет» от малого спутника «Гагаринец»: вузовская лаборатория получила сигнал от летательного аппарата, который вышел на орбиту после старта ракеты-носителя «Ангара-А5» 11 апреля 2024 года. Этот сигнал стал подтверждением того, что спутник добрался до места назначения и успешно выполняет свою работу.

Вузовская лаборатория космической связи находится под началом инженера кафедры «Радиоэлектроника и системы связи» ЮУрГУ, руководителя радиолаборатории «Импульс» (ДПШ им. Н.К. Крупской) Евгения Мельникова. Исследовательская аудитория организована на базе Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ при сотрудничестве с Дворцом пионеров и школьников им. Н.К. Крупской и Челябинским региональным отделением Союза радиолюбителей России в 2023 году.

Екатерина Больных