Этой осенью Южно-Уральский государственный университет одним из первых подключился к процессу обучения школьников в рамках проекта «Губернаторские инженерные классы». По заданию ПАО ЧКПЗ ребята из лицея № 11, лицея № 120, IT-лицея «Привилегия» и Краснооктябрьской СОШ с. Ишалино решают реальные задачи. Студенты кафедры процессов и машин ОМД выступают в роли наставников, а школьники – инженеров-разработчиков большого проекта.
«По инициативе губернатора Челябинской области Алексея Текслера на базе 22 школ области в сентябре 2023 года в рамках проекта «Инженеры будущего 74» открыты губернаторские инженерные классы. Целью реализуемого проекта является формирование условий мотивированного выбора выпускниками школ и колледжей высшего образования, популяризация инженерного образования, тесная связь «со школьной скамьи» с высокотехнологичными предприятиями региона. Южно-Уральский государственный университет выступает одним из ключевых партнеров данного проекта: мы партнеры более 12 школ-участников», – рассказала проректор по образовательной деятельности Марина Потапова.
Формат задач, над разгадкой которых трудятся школьники, можно разделить на два направления: компьютерное зрение в промышленности и создание цифрового двойника технологического участка.
В рамках первого направления заводом поставлена задача разработать систему компьютерного зрения, которая сможет оценивать геометрию изделия в процессе производства и оценочно определять наличие дефектов и их критичность. Создание цифрового двойника поможет выявить проблемы с оборудованием на предприятии, установить приблизительные сроки необходимого технического обслуживания. Кроме перечисленных двух направлений проектов на повестке дня у ребят еще и механизация, и автоматизация вверенного производственного участка, а также возможно оснащение его манипулятором, который ребята разработают сами. Завершить работы планируется изготовлением рабочего прототипа.
«От школьников главное – желание, а мы и наши студенты-наставники научим их разбираться в теме. Наша конечная цель – довести работу до возможности внедрения на заводе с установкой конкретных линий, закупом промышленного оборудования. Руководство ЧКПЗ, в свою очередь, отнеслось к выбору задания для школьников и студентов очень серьезно – была подобрана реальная и актуальная задача, связанная с новым оборудованием и новыми технологиями», – поясняет Олег Сиверин, старший преподаватель кафедры «Процессы и машины обработки металлов давлением» ЮУрГУ.
Встречи участников инженерных классов проходят в лабораториях университета несколько раз в неделю. Сейчас школьники обучаются компьютерному моделированию и основам обучения нейросетей.
«Металлургия сейчас не та, что была 100 или даже 50 лет назад. Появилось большое множество направлений металлургии: и белая, и зеленая. Сотрудники металлургических предприятий работают в белых халатах и касках. Металлургия – это не только горячие печи. С того момента, как к ним придет это понимание, ребята перестанут этого бояться. Мы показываем реальные предприятия, реальных людей, рассказываем о социальных пакетах и уровне заработных плат», – рассказывает доцент кафедры «Материаловедение и физико-химия материалов» ЮУрГУ Наталья Штин.
На предыдущей неделе прошла встреча организационной группы от ЮУрГУ с руководством предприятия во главе с техническим директором ПАО «ЧКПЗ» Александром Горькушей. Ребят уже ждут на заводе для знакомства с оборудованием и технологией на месте, а инженерные кадры, которые ещё недавно были студентами ЮУрГУ, готовы оказать им консультации и подсказать варианты решений.
«Мы достаточно легко зашли в проект губернаторских инженерных классов. На самом деле мы давно работаем с нашими будущими абитуриентами в подобном формате: около 6 лет назад на базе Политехнического института ЮУрГУ была создана инженерная школа, это был первый наш опыт. Егор Алексеев, например, выпускник первого такого потока, а сейчас один из наставников нынешних инженерных классов», – уточняет Олег Сиверин.
Сотрудники и студенты вуза в рамках проектов с ПАО «ЧКПЗ» курируют и направляют три команды школьников. Самые активные школьники параллельно с основным проектом готовят и свои оригинальные технические проекты, которые планируют представить на инженерных и технических конкурсах.