«Мне нравится быть источником новых знаний для студентов»: интервью ко Дню преподавателя с Юлией Морозовой

Ценность и благородство профессии преподавателя неоспоримы на любом этапе развития человечества. Эта профессия вряд ли опасна, но точно трудна. Она не терпит безразличия и идти в нее нужно по призванию. О любимой работе, науке и искусстве мы побеседовали с кандидатом юридических наук, доцентом кафедры «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза» ЮУрГУ Юлией Морозовой.      

– Юлия Аскаровна, сколько лет вы работаете в вузе?

– В университете я с 2005 года, сначала в качестве студентки Юридического института ЮУрГУ, затем, будучи аспирантом кафедры уголовного процесса, криминалистики и судебной экспертизы, защитила кандидатскую диссертацию. Преподаю на кафедре с 2010 года. Сначала меня пригласили на работу в качестве ассистента, а став аспирантом, я уже начала преподавать. И мне это, конечно, очень понравилось. Благодарна судьбе, что с тех пор работаю на такой прекрасной кафедре, где царит атмосфера науки и творчества.

– То есть ранее вы не задумывались о преподавании?

– Перед всеми студентами, когда они оканчивают вуз, встает вопрос по поводу профессии. Думаю, что тогда для меня выпал счастливый случай, когда я решила попробовать себя в этой роли. И до сих пор пробую. И мне очень нравится.

– Как так получилось, что вы связали свою жизнь с юриспруденцией? Мечта детства или осознанный выбор?

– Моя мама была преподавателем на этой же кафедре. Когда я была маленькой, мама очень часто брала меня на лекции, на семинары. Я много времени проводила на кафедре, детскими глазами наблюдая за преподавателями и студентами. И мне очень нравилось, как преподаватели общаются со студентами, читают лекции. И, как я позже осознала, все это вдохновило меня на работу именно в вузе, именно преподавателем и вообще на научную деятельность. Думаю, это мама привила мне своим примером любовь к юриспруденции как к науке. Я чувствовала, что, как и любая девочка, хочу быть похожа на свою маму. Сейчас моя мама все так же преподает и совмещает преподавательскую деятельность с практикой.

– Наверное, вы читали в детстве детективы?

– На самом деле, это не мой любимый жанр. Из детективов у меня прочитана, кажется, только книжка Агаты Кристи, и то потому, что была мода на этого автора. Гораздо больше мне нравится читать биографии великих людей. Читая биографии, я вдохновляюсь, понимаю, что есть к чему стремиться, и, в конце концов, это интересно! Из последнего я прочитала автобиографическую книгу Майи Плисецкой. Она мне безумно нравится: ее воля к жизни, к победам, ее характер и вообще отношение к вещам. Плисецкая, конечно, невероятна!

– Что входит в область ваших научных интересов?

– Мои научные интересы и знания сосредоточены в области уголовного процесса и судебной экспертизы. Больше всего меня интересует теория доказательств в уголовном процессе. Вопросы их формирования, проверки и оценки. Предметом моей кандидатской диссертации было доказательственное значение образцов для сравнительного исследования в уголовном процессе. Эта тема тесно связана с доказательственным значением заключений экспертов в уголовном судопроизводстве. Интересно читать решения Высших судебных инстанций, учиться юридической аргументации решений. И, конечно, как ученый я всегда думаю, как можно было бы улучшить наше законодательство. Поэтому в наши научные работы, в работы, связанные с защитой докторских, кандидатских диссертаций, мы всегда привносим что-то новое. Во всех публикациях мы стараемся привлечь внимание законодателя к тем или иным проблемам, которые у нас существуют. Это неотъемлемая часть юриспруденции.

– Вы можете сказать, что стали преподавателем по зову сердца?

– Есть знаменитое выражение Конфуция: «Найди себе дело по душе и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Это как раз про меня, потому что мне правда очень нравится преподавать с самых первых дней. Я не могу сказать, что для меня это работа в ее скучном, рутинном значении. Разумеется, это работа как таковая, которая мне приносит какой-то заработок. Но мне действительно нравится сам процесс разъяснения. Я люблю работать со студентами, общаться с ними, потому что студенты на многое вдохновляют. Приятно давать им что-то светлое, мудрое, передавать свои знания и видеть, как они впитывают новую информацию в высшем учебном заведении.

– Юлия Аскаровна, с вашей любовью к уголовному процессу, к судебной экспертизе, почему все-таки вы выбрали преподавать, а не вести расследования в органах внутренних дел?

– Я чистый теоретик. Я знаю, как объяснить, как рассказать теорию. Я работаю с теорией, которая соприкасается с практикой, но непосредственной работе на практике я все же предпочитаю преподавание – на юридические темы я могу говорить бесконечно.

– Какие дисциплины читаете студентам сегодня?

– Уголовный процесс и судебную экспертизу. Мои любимые дисциплины.

– Как вы работаете со студентами? Наверняка у вас есть собственные методы и подходы в преподавании.

– Я сама была студенткой и прекрасно знаю, как много студенты пишут на лекциях. Мозг очень устает. Поэтому я выработала тактику: двадцать минут мы пишем и следующие пять минут мы устно дискутируем о том, что записали. За это время мозг успевает отдохнуть от записи и переключить внимание на беседу. Мои студенты могут писать лекции в тетради, печатать их в ноутбуке или на айпаде. Мне не столь важно, каким способом студенты фиксируют информацию, главное – получить от них новые знания, которые они продемонстрируют на экзамене или зачете.  

И на практических занятиях, и на лекциях я всегда требую от студентов обратную связь. Мне важно, чтобы все всё поняли. Если они что-то не понимают, недопонимают, то мы всегда уделяем этому вопросу чуть больше времени и внимания, чтобы информация отложилась в голове. Понимание всех деталей имеет большое значение, потому что уголовный процесс достаточно сложный, глубокий, в нем огромное количество значимых нюансов. Поэтому мне важно все «разжевывать», особенно для студентов, которые только начинают изучать дисциплину. Чтобы в голове, а значит, и в дальнейшей профессиональной практике у них не оставалось никаких вопросов.  

– Вы подсчитывали, сколько выпускников подготовили за годы преподавательской карьеры?

– Специально не подсчитывала. Но мне обычно очень грустно, когда уходят выпускники. При этом я всегда очень радуюсь, когда они остаются в профессии, когда приходят и благодарят за знания, которые получили у нас в институте. Всегда приятно, когда твой студент находит себя именно в юриспруденции.

– Что для вас самое трудное в профессии?

– Мне всегда трудно наблюдать тех студентов, которые пришли не в ту профессию. Все знают о том, что в нашей жизни самое дорогое – это время. И когда, к сожалению, так складывается, что, как я вижу, студенту это не нужно и совсем не по душе – мне становится очень грустно. А может быть, он великолепный политолог или журналист, может, отличный психолог… Поэтому необходимо будущим студентам обсуждать этот важный профессиональный вопрос с семьей еще до поступления в университет. Четыре года обучения – срок не маленький, так что важно распорядиться этим временем и семейными финансами грамотно.

– За что вы любите свою работу?

– Я прихожу сюда ради учения, ради общения со студентами, ради их отдачи. Мне это безумно нравится – быть полезной, быть источником новых профессиональных знаний для будущих специалистов.

– Чем вдохновляетесь?

– В моей жизни всегда есть место для искусства. Я безумно люблю ходить на выставки. Когда приезжаю в Санкт-Петербург, то обязательно посещаю всевозможные галереи, и обязательным всегда остается мой любимый Русский музей. Очень люблю изучать работы великих мастеров, расшифровывать посылы современного искусства. В Челябинске, если привозят новую экспозицию, я обязательно иду туда со своей семьей. Я обожаю и путешествия в том числе. А когда много времени уделяю работе – пишу статьи, читаю профильную литературу – стараюсь разгрузить свои мозг занятиями спортом. Потому что смена деятельности – тоже отдых. Переход от умственных нагрузок к физическим помогает мне переключиться. И уже совершенно другое отношение к некоторым ситуациям, вопросам – они легче решаются. Хотелось бы в будущем и самой заняться каким-то творчеством, но пока не хватает времени.   

– Какими личными достижениями вы гордитесь как ученый?

– У любого ученого и преподавателя есть научные работы, цели и мечты. Я горжусь тем, что защитила кандидатскую (а это нелегкое испытание), на очереди, думаю, и докторская диссертация. Горжусь тем, что у меня получается успешно писать научные статьи, которые публикуются и в Scopus, и в Web of Science, высоко оцениваются Высшей аттестационной комиссией. Я руковожу грантом молодых ученых «Теория и практика цифровизации уголовно процессуальной деятельности: сравнительно-правовое исследование законодательства стран БРИКС» и горжусь тем, что по нему уже защищены масса проектов и отчетов. А в декабре готовлюсь к выступлению на большом ученом совете, буду защищать еще один этап нашего проекта. 

– Что бы вы пожелали своим коллегам ко Дню преподавателя?

– Я желаю коллегам успехов в научной деятельности, вдохновения и терпения. Находить больше времени для занятий наукой, потому что я знаю, как мало свободного времени остается у преподавателя на собственные научные изыскания. Наука важна не только для института и вуза, но и для развития всего человечества. Ученый способен с ее помощью привнести в мир столько важных изменений! Ну а с каждым, даже маленьким шагом мы становимся ближе к новым великим открытиям.

Екатерина Больных
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.