ЧММИ — ЧПИ — ЧГТУ — ЮУрГУ: Перед стремительным взлётом

В этом году наш университет отмечает юбилей. 80 лет в его стенах под руководством выдающихся наставников обучаются различным профессиям талантливые студенты. Из цикла статей об истории вуза, который, родившись как Челябинский механико-машиностроительный институт, затем стал Челябинским политехническим институтом, Челябинским государственным техническим университетом и наконец Южно-Уральским государственным университетом, вы узнаете, почему стране был необходим этот вуз, какие знания и от кого получали студенты в разные годы, каких достижений удалось добиться. Кроме того, в честь знаменательной даты мы подобрали для вас 80 интересных фактов о родном вузе.

Интересные факты о ЮУрГУ

1. Университет создан в 1943 году с целью улучшения подготовки инженерно-технических кадров для предприятий танковой промышленности.

2. Тогда он назывался Челябинским механико-машиностроительным институтом (ЧММИ).

3. В первый учебный год в ЧММИ обучалось чуть больше 300 студентов.

4. В первые годы существования вуз размещался в разных частях города.

5. Первоначально в составе института было всего два факультета.

6. Первая факультетская лаборатория технических измерений размещалась в сарае с печным отоплением, а первая лаборатория сварки — в кладовой школьного здания.

Становление вуза и закладывание университетских традиций

О первом этапе становления университета более подробно можно прочитать здесь.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием для страны. Советские ученые, как и весь народ, попали в очень тяжелое положение. Некоторым из них пришлось покинуть свои научные центры, переехать в другие города и работать там в новых вузах и научных учреждениях. Для быстрого решения многих вопросов был необходим целый корпус инженерных кадров высокой квалификации. Часть таких инженеров была подготовлена еще в ходе строительства и первых лет работы Челябинского тракторного завода, часть прибыла на Южный Урал в ходе эвакуации. Но значительную часть предстояло подготовить прямо в ходе войны.

Второго ноября 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 1201-361с «О мероприятиях по улучшению подготовки инженерно-технических кадров для предприятий танковой промышленности», согласно которому был создан Челябинский механико-машиностроительный институт (ЧММИ). В наследство от эвакуированного в Челябинск Сталинградского механического института ему достались немногочисленные учебные помещения и студенты старших курсов. Позже к ним присоединились выпускники челябинских школ и челябинцы, вернувшиеся с фронта. В марте 1944 года в институте училось немногим более 300 студентов.

Научно-исследовательская работа, организованная на кафедрах института, в первую очередь была подчинена интересам военного производства. Например, сотрудниками кафедры химии (заведующий – доцент А.Г. Элькенбард) было произведено более сотни анализов металлов и сплавов, которые использовались в трофейных изделиях, для установления их состава, а сотрудниками кафедры теории резания металлов для челябинских заводов «были разработаны оптимальные режимы резания, геометрия и полная технология термической обработки фрез для изготовления снарядов машины М-10». Эту кафедру возглавлял доцент Петр Гришин, который в дальнейшем стал первым директором ЧММИ.

«Сталинградцы» составили очень важный элемент той волны интеллектуальной миграции, которая пришла на Южный Урал в годы Великой Отечественной войны. Однако уже в самом начале 1944-го, когда было принято решение о восстановлении института непосредственно в Сталинграде, абсолютное большинство преподавателей вуза вернулись на родину. Из большого числа научных работников реэвакуированного института в Челябинске остались лишь единицы. Другим элементом «военной» интеллектуальной миграции стали ученые из Ленинграда и Харькова, которые прибыли на Южный Урал в ходе эвакуации крупных промышленных предприятий из этих городов в самом начале войны. Большинство из них осталось работать на «Танкограде», но часть была привлечена к организации учебного процесса уже непосредственно в ЧММИ, где, так же как и «сталинградские» коллеги, оставшиеся для работы в новом институте, использовали навыки, представления, учебные технологии, которые сформировались у них за время обучения в различных вузах Ленинграда и Украины.

Большинство этих вузов было основано еще в XIX веке. Они обладали богатыми историческими традициями организации учебного процесса и научной работы, в них сформировались сильные научные школы, имевшие авторитет не только внутри страны, но и на международной арене. Многие традиции удалось сохранить, а часть из них выпускники ленинградских и украинских вузов привнесли и в работу ЧММИ.

Уже в 1944 году в институте был подготовлен первый сборник научных трудов общим объемом более 12 печатных листов. В 1945-м в ЧММИ насчитывалось семь аспирантов. При этом до 70 инженеров ведущих челябинских заводов под общим руководством профессоров и доцентов института сдавали кандидатский минимум и готовили диссертации. Для них по указанию руководства института было организовано 11 групп по изучению иностранного языка. Они были включены в философский семинар аспирантов.

Библиотека института в 1945 году насчитывала 9612 томов. При этом учебники по гидравлике, деталям машин, сборники задач по теоретической механике имелись в одном экземпляре каждый, а по теории механики и машиностроению учебников не было вообще. Это существенно усложняло организацию лекционных и практических занятий (в вузе на тот момент училось более 600 студентов дневной формы обучения и более 130 – на вечернем отделении) – и заметно повышало роль преподавателей на каждом этапе учебного процесса.

Именно вокруг наиболее ярких талантливых преподавателей ЧММИ и стали формироваться основы первых научно-производственных инженерных школ института. Они отличались от классических научных школ своей ориентированностью на производственные процессы, которые играли очень важную роль не только в организации научных исследований, но и в проверке их конечных результатов.

Челябинский механико-машиностроительный институт в годы войны решил главную задачу, которую поставило перед ним государство. В институте, несмотря на все трудности, был организован процесс подготовки инженерных кадров высокой квалификации. Преподаватели сумели оказать помощь многим промышленным предприятиям Южного Урала в решении сложных технологических проблем. В вузе был заложен фундамент, необходимый для формирования на Южном Урале новых инженерных школ, первые из которых появятся уже в 50-е годы ХХ века.

С 1944 по 1947 год в ЧММИ работал Николай Духов – доктор технических наук, главный конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, первый заведующий кафедрой танкостроения (с 1944-го по 1947-й). За годы работы на ЧТЗ он наладил поточно-конвейерное производство танков серии КВ («Клим Ворошилов»), возглавил разработку самоходных артиллерийских установок и тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин»), осуществил модификацию танков Т-34, под его руководством разрабатывался новый трактор ЧТЗ «Сталинец-80» с кабиной закрытого типа. Духов был назначен руководителем государственной экзаменационной комиссии ЧММИ.

Научные сотрудники университета оказывали посильную помощь различным предприятиям: Кировскому заводу, Миасскому автомобильному заводу, челябинским абразивному, электродному, металлургическому заводам. В свою очередь предприятия снабжали вуз кадрами. Кировский завод наркомата танковой промышленности по приказу его директора Исаака Зальцмана выделял институту квалифицированных инженеров-преподавателей, предоставлял студентам лаборатории, цеха и мастерские для проведения практических и лабораторных работ, предоставил два общежития (согласно протоколу № 306 заседания бюро Челябинского обкома ВКП(б) от 19 февраля 1944 года). Руководство Кировского танкового завода – И.М. Зальцман, Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов – в 1945 году было полностью включено в Ученый совет ЧММИ.

В первые годы существования вуз не имел собственного здания и размещался в разных частях города: в здании школы № 4 недалеко от железнодорожного вокзала, в одной из школ Тракторозаводского района. Позже, когда началась реэвакуация, институт расположился в трехэтажном здании магазина на улице Спартака, нынешнем проспекте Ленина, где сейчас находится магазин «Детский мир». В 1945 году с помощью Кировского завода и Челябинского обкома ВКП(б) институт получил новое здание на улице Тимирязева (сейчас – Лицей № 11), но это не решило проблемы нехватки учебных площадей.

Первоначально в составе института было всего два факультета: механико-технологический со специальностями «Технология машиностроения», «Кузнечно-прессовые машины», «Обработка металлов давлением», «Сварочные машины», «Сварочное производство» и танковый со специальностями «Танкостроение», «Автомобили и тракторы», «Двигатели внутреннего сгорания». В 1944 году последний был переименован в факультет колесно-гусеничных машин (КГМ), 14 октября 1947 года – в факультет автотракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения (АТС), а в 1949-м стал автотракторным факультетом.

Традиция проведения научных конференций – одна из первых сложившихся в университете. В мае 1947 года в ЧММИ состоялась первая институтская научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников, а в апреле 1948-го была организована первая студенческая научно-техническая конференция.

С 28 сентября 1948 по апрель 1951 года обязанности директора ЧММИ исполнял направленный в Челябинск приказом министра высшего образования кандидат технических наук, доцент кафедры производства самолетов Московского авиационного института Митрофан Балык. По его инициативе были проведены работы по капитальному ремонту учебного корпуса и общежитий.

В годы послевоенного восстановления народного хозяйства стране потребовались специалисты нового профиля: машиностроители, металлурги, энергетики, строители. Это отразилось на структуре института: появились новые факультеты, началась реорганизация ЧММИ в целом, что ознаменовало начало нового этапа в развитии вуза.

Использованы материалы доклада доктора исторических наук, профессора, старшего преподавателя кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ Игоря СИБИРЯКОВА «Интеллектуальная миграция, как фактор Победы: некоторые особенности подготовки инженерных кадров в вузах Южного Урала в годы Великой Отечественной войны»

Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-коммуникаций
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.