Наука в реальном секторе экономики — главный козырь любого университета

Правительство России выделяет значительные средства на передовые технологические разработки, и примерно треть всех поддержанных им проектов должны решать проблему импортозамещения. Многие из этих разработок обладают изрядным экспортным потенциалом. Об одной из таких разработок, проходящей в ЮУрГУ, «арктическом автобусе», рассказал в своем материале «Коммерсантъ-Наука».

Науку часто представляют как нечто далекое от повседневной реальности: ученые столетиями кропотливо добывают фундаментальные знания и переворачивают наше представление об устройстве мира. Это важная задача для научного сообщества, но не единственная. Многие исследователи активно занимаются прикладными разработками, чтобы принести пользу реальному сектору экономики в кратчайшие сроки: гипотеза, которая вчера тестировалась в лабораториях, завтра может стать готовой промышленной технологией.

Для развития эффективной кооперации между российской наукой и производственными предприятиями 9 апреля 2010 года правительство утвердило постановление №218. Его цель — стимулировать бизнес для использования потенциала российских высших учебных заведений и научных учреждений для развития наукоемкого производства.

«Арктический автобус» с пользой для пассажиров и без вреда для природы

Научный коллектив Южно-Уральского государственного университета совместно с коллегами из МГТУ им. Баумана (Москва) разрабатывает «арктический автобус» при производственной поддержке Автомобильного завода «Урал» (Миасс). Новая машина предназначена для безопасной перевозки пассажиров и транспортировки грузов в районах со слаборазвитой дорожной сетью в условиях низких температур. На проведение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ по проекту Минобрнауки России направило 240 млн руб. Еще 250 млн руб. инвестировало предприятие.

Проект реализуется в рамках работы Уральского межрегионального НОЦ (УМНОЦ) и стратегического проекта ЮУрГУ «Интеллектуальное производство» по программе «Приоритет 2030», целью которого является решение задач, поставленных национальным проектом «Наука и университеты».

«Арктический автобус» сочетает высокую проходимость и экологичность — машина легко пройдет по бездорожью, не повреждая почву. На автобусе установлены широкопрофильные шины низкого давления для мягкого и плавного движения по снегу и слабонесущим грунтам. В условиях Крайнего Севера важно не повреждать растительный слой: здесь след от колесной техники восстанавливается порядка 30 лет. По словам ученых, их разработка соответствует зарубежным аналогам из Канады и стран Скандинавии. Руководитель проекта, директор НИИ «Опытное машиностроение» ЮУрГУ Рамиль Закиров рассказывает, что с импортозамещением технического наполнения у коллектива не возникло проблем. К примеру, для нового транспорта подошли шасси, которые уже производит «Урал».

«С импортозамещением ряда других комплектующих, например, с обивкой салона, действительно возникли сложности. Сейчас прикладываются всевозможные усилия, которые уже дают плоды: налаживается успешный переход на отечественную стратегию производства», — отмечает руководитель проекта.

В начале 2022 года опытный образец автобуса уже прошел первые испытания в Якутии. К июню этого года ученые рассчитывают закончить сборку доработанной версии и приступить к этапу ходовых испытаний. Серийное производство планируется начать в 2024 году. Руководитель проекта подчеркивает, что ученым важно видеть востребованность результатов исследований в реальном секторе.

«Наука без реального сектора экономики — это не наука. И фундаментальная, и прикладная наука должны работать на экономику. Использование наработок ученых, внедрение их в производство, коммерциализация — главный козырь любого университета», — считает Рамиль Закиров.

Уральский межрегиональный НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы» создан в рамках национального проекта «Наука и университеты» для проведения прикладных научных исследований и разработок мирового уровня. Центр участвует в получении конкурентоспособных технологий и продуктов, их коммерциализации, а также в подготовке кадров. В развитии УМНОЦ активное участие принимают ведущие вузы Свердловской, Челябинской и Курганской областей — УрФУ, ЮУрГУ, КГУ и другие.

#НОЦУрал #НаукаЮУрГУ


Читайте нас:

по материалам «Коммерсантъ-Наука», фото: Евгений Загоскин
Контактное лицо по новости: 
Отдел научных коммуникаций, тел.: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.