В ЮУрГУ пройдет выставка «Великий День Победы»

20 апреля в Зале искусств ЮУрГУ состоится торжественное открытие выставки «Великий День Победы». Центральное место в экспозиции занимает картина «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» (1945-1946) творческого коллектива Кукрыниксы. Экспонирование этого масштабного полотна, обладающего мировой известностью, – знаковое событие в культурной жизни университета. Оно стало возможным благодаря доброй воле Станислава Олеговича Ткаченко, искусствоведа и директора Челябинского государственного музея изобразительных искусств, в собрании которого находится эта работа, обладающая огромной историко-культурной ценностью.  На протяжении 20 лет Зал искусств ЮУрГУ сотрудничает со старейшим художественным музеем Южного Урала. Выставка организована по инициативе научного руководителя Зала искусств профессора, доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств РФ Н.В. Парфентьевой. Куратор выставки – искусствовед, заведующий Художественным музеем ЮУрГУ, старший преподаватель кафедры «Теология, культура и искусство» А.В. Разуев.

Кукрыниксы – творческий коллектив (1924-1980-е) советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.  Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные плакаты, карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. Коллективом создано и несколько живописных полотен, ставших заметным явлением в советском искусстве.

  • Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991) – советский, российский художник-живописец, график, карикатурист. Академик АХ СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Государственной премии СССР (1975).
  • Крылов Порфирий Никитич (1902–1990) – советский художник-живописец, график, карикатурист. Академик АХ СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1982).
  • Соколов Николай Александрович (1903–2000) – советский художник-живописец, график, карикатурист. Академик АХ СССР (1947). Герой Социалистического Труда (1973). Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1982).

      «Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии» (1945-1946, 220х310) – большое многофигурное полотно – создано Кукрыниксами на основе множества портретов, написанных с натуры. Они проработали каждую деталь интерьера, начиная от коричневой обшивки стен, ярких красочных знамён союзников, кончая «той самой» чернильницей и «тем самым» графином, которые стояли на столе при подписании капитуляции Германии. На картине изображен момент, когда Председатель Верховного Главнокомандования Советских вооруженных сил маршал Г.К. Жуков в присутствии членов союзного командования А. Теддера (Великобритания), К. Спаатса (США) и Д. де Тассиньи(Франция) предложил немецкому фельдмаршалу В. Кейтелю подписать акт о безоговорочной капитуляции Германии. Немецкая делегация подходит к столу. Главное в раскрытии темы заключено в характеристике двух центральных персонажей, расположенных друг против друга: Жукова и Кейтеля.  Внимание зрителя сосредоточено на лицах, взглядах, жестах. Рука Жукова решительно сжата в кулак, передавая представление о силе чувств, которые владели маршалом в тот ответственный момент. Идейную нагрузку несет свет, выделяя лица победителей и погружая в тень Кейтеля и его окружение. Маршал величаво стоит с гордо поднятой головой, фигура устойчива, что подчеркивает неустойчивость позы Кейтеля. Безучастный взгляд немецкого фельдмаршала и весь его облик раскрывают сломленность побеждённого. Победители ждут последнего акта войны.

На выставке также представлены масштабные полотна челябинских художников Анатолия Ладнова «Возвращение» и Анатолия Пастухова: «Отдых после боя», «Война народная», «Ленинградская окраина. Дни войны».

  • Ладнов Анатолий Николаевич (р.13.03.1935) – художник-живописец, член СХ СССР (1970), заслуженный художник России (1998), Народный художник России (2007). Образование: Пензенское художественное училище им. Савицкого, Московский художественный институт им. Сурикова (1966; педагоги - профессор, Народный художник В.Г. Цыплаков, преподаватель А.М. Соловьёв). Преподавал в Челябинском художественном училище.
  • Пастухов Анатолий Александрович (р. 09.10.1940), художник-живописец, член СХ СССР (1980). Образование: Ташкентское художественное училище им. П. П. Бенькова (1968), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1976; педагоги А.А. Деблер, Народные художники В. М. Орешников, Б. С. Угаров). Избирался членом и председателем правления ЧОСХ, членом зонального выставкома, комиссии СХ РСФСР по идейно-эстетическому воспитанию детей и юношества.

На картине Анатолия Пастухова «Ленинградская окраина. Дни войны» (2005, 150х100) изображены фабрика, заграждения от танков, солдаты. В небе –  аэростаты заграждений, мешавшие вражеским самолетам вести точное бомбометание и затруднявшие маневры. Ничего не происходит, но в стылом воздухе чувствуется напряжение – врага ждут, не прекращая работу для победы на фронте.

Монументальное полотно «Война народная» (1980, 245х192) показывает величественную фигуру статуи Кутузова перед Казанским собором в Ленинграде, мимо которой увязая в снегу движется на передовую колонна солдат. Суровым холодом и непоколебимой силой веет от полотна. В воздухе произведения разлита тревога, но незыблемая фигура героя Отечественной войны 1812 года словно эстафету передает воинам дух победы, не позволяя усомниться в исходе очередной схватки с врагом.

 Картину «Отдых после боя» (1985, 180х210) Анатолий Пастухов посвятил брату Александру, который был дважды ранен, но дошел до Берлина. На переднем плане три бойца. Раненый лежит, другой боец сидя отдыхает, третий – отправляет радиограмму. Размер картины большой, соответственно, и фигуры сопоставимы с реальными размерами. Один из солдат пронзительно смотрит на нас, а зритель предстоит перед ними – навсегда оставшимися в военном времени, обретшими вечность в коротком промежутке между боями.

В произведении Анатолия Ладнова «Возвращение» (1967, 172х100) вернувшийся солдат обнимает ребенка. Деревню сожгли, все поросло сорной травой, но с возвращением солдата вернулась надежда на возрождение и герой понурил голову не в отчаянии, а в скорби об утратах, нанесенных войной.

Каждое произведение выставки посвящено своей странице нашей великой войны, но и каждое из них посвящено нашей великой Победе.

Приглашаем в Зал искусств ЮУрГУ (проспект Ленина, 76) на торжественное открытие выставки 20 апреля 2023 г. в 13:00.

Выставка открыта для посетителей с 18 апреля по 30 мая 2023 года с 10 до 17 ч., в субботу – с 10 до 15 ч., воскресенье – выходной. Вход бесплатный.


Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.