Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Проект получил поддержку Российского научного фонда. Ученые разработали уникальный ежедневник, который поможет справиться с этой актуальной в молодежной среде проблемой.
Современный школьник и студент вынужден проходить обучение в условиях технологических инноваций. Цифровая аскетика – это современный подход к использованию цифровых технологий, который включает в себя практики, направленные на снижение зависимости от гаджетов и социальных сетей, повышение производительности и сосредоточенности, а также снижение стресса и тревожности, вызванных постоянным использованием цифровых технологий.
«Цифровая аскетика понимается авторами не как призыв отказаться от современных технологий, а как необходимость достигнуть гармонии и баланса в сочетании реального и виртуального, как возможность профилактики различных форм цифровой аддикции», – комментирует один из авторов пособия, старший преподаватель кафедры «Философия» ЮУрГУ Екатерина Миляева.
Справиться с цифровой аддикцией по замыслу научных сотрудников ЮУрГУ школьникам и студентам помогут специальные практические занятия, собранные в учебном пособии. Авторы пособия предлагают читателям поработать над своим отношением к гаджетам в формате ежедневника или дневника, который разбит на 4 недели. Каждая неделя посвящена одной из проблем: цифровой след, кибербуллинг, критическое мышление, забота о себе в онлайн и оффлайн.
Пособие может быть использовано для самостоятельной работы по преодолению цифровой аддикции, наработке навыков цифровой грамотности и критического мышления.
«Пособие может быть не только удачным способом проведения занятий для учащихся в русле актуальной сегодня цифровой грамотности, но и отличной возможностью для всех желающих самостоятельно изучить свои поведение, мысли, внутренний мир и ответить на смысложизненные вопросы», – поясняет Екатерина Миляева.
Сейчас ведется разработка мобильного приложения, позволяющего вести работу с ежедневником в любое время в удобном цифровом формате, к тому же напоминания приложения позволят не забыть о том, что надо выполнить задание.
В дальнейшем научным сотрудникам ЮУрГУ предстоит провести педагогический эксперимент. В апреле-мае 2023 года с учащимися 9 классов будет проведен цикл очных занятий, посвященных различным аспектам жизни в цифровом мире. Также в течение месяца школьники будут вести ежедневник, знакомясь с практиками цифровой аскетики и применяя их в своей жизни. Последующее анкетирование и проведение бесед с ребятами позволит выяснить, насколько было полезно проведение занятий и использование ежедневника. После планируется распространение методики в школах Южно-Уральского региона.
Полученные результаты могут применяться в учебных заведениях города и региона для формирования цифровых компетенций у учащихся, а также для разработки методик профилактики цифровой аддикции у молодежи.
По результатам исследования ведется работа над публикациями в высокорейтинговых журналах: «Галактика медиа», «Шаги», «European Journal of Contemporary Education». А также в журналах из списка ВАК, преимущественно К1.
Работа по проекту выполняется при поддержке гранта Президента РФ для молодых ученых – кандидатов наук «Цифровая антропология: теоретические и прикладные аспекты» и Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
Южно-Уральский государственный университет – это университет трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В 2021 году ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ), который призван решить задачи национального проекта «Наука и университеты».