«Золотое сечение»: Курчатов – кодовое имя

Телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» представляет новый выпуск научно-популярной образовательной программы «Золотое сечение». Ее автор и ведущий, доцент кафедры системного программирования Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ, старший научный сотрудник лаборатории «Квантовая инженерия света», кандидат физико-математических наук Игорь Клебанов рассказал об академике Курчатове, который стал героем рубрики «Жизнь замечательных людей и жизнь замечательных идей».

– Почему именно Игорю Курчатову вы посвятили выпуск своей авторской программы?

– В этом году научная общественность отметила 120-летие со дня рождения Курчатова.  Это грандиозная фигура. Знаете… большие ученые бывают трех типов. Есть те, кто остается в исторической памяти узкого круга специалистов, хотя имеют выдающиеся достижения. Есть ученые,  которых знает широкий круг. А есть имена, которые становятся знаковыми, символами культуры или эпохи. Я приведу примеры. Эйнштейн. Все знают, даже те, кто далеки от физики, что это создатель теории относительности. Дарвин – теория эволюции путем естественного отбора. Королев – Космос. Курчатов - тоже кодовое имя, неразрывно связанное с созданием атомной бомбы и с атомной промышленностью. Поэтому я и решил о нем рассказать.

– Его личность вы раскрываете не только в плане научной деятельности. Оказывается, он был еще и шутником…

– Конечно, в первую очередь я расскажу о Курчатове, как о человеке. А, как и большинство людей с высоким интеллектом, это был человек, обладавший хорошим чувством юмора. Но в отличие от того же мною любимого Ландау, у Курчатова было доброе чувство юмора.

…Я знакомился с воспоминаниями разных людей, и все отмечают позитивный настрой академика. Вместо «здравствуйте» он всегда говорил: «Физкультпривет!». Когда  видел, что люди засиживаются допоздна и работают на износ (а на износ тогда работали все и, прежде всего, сам Курчатов. Даже страшно подумать, какая у него была нагрузка), Игорь Васильевич  заходил в лабораторию и произносил излюбленную фразу: «Чтобы нам не передохнуть, надо нам передохнуть». И все понимали: работа работой, но следует себя поберечь, ради этой же работы.

Он умел контактировать с людьми, проявлял способность к эмпатии. Он был стрессоустойчив, работая в мощном потоке информации, выбирал из этого потока самое важное. Все эти качества были ему присущи. А ведь жил он в сталинскую эпоху. В эпоху жесткого тоталитарного военного стиля управления. При этом, по сути, Курчатов был топ-менеджером современного уровня. Руководя командой ученых, добивался выдающихся результатов. Быть может, потому, что всегда шел, что называется, «от человека»? Ну, например, когда построили Институт атомной энергии, Курчатов запретил асфальтировать пешеходные дорожки, пока ученые сами их не протопчут. Он понимал, что нельзя все время все навязывать. Только свободный человек может добиваться заметных результатов.

– Странно было во времена сталинизма иметь такие представления…

– Я скажу, откуда это. Наверное, истоки нужно искать в генах. Происхождение у Курчатова самое обыкновенное. Отец был землемером, мать – учительница начальных классов. А вот дед по отцу был сыном крепостного, выбившегося в люди. Возможно, отсюда эта способность концентрироваться и добиваться своей цели. И дослужился дед Курчатова до должности заводского  казначея. А что такое казначей на небольшом уральском заводе в те времена? Это, во-первых, человек грамотный, а во-вторых, – честный. А дед по матери – священник. Хорошая генетика в смысле человечности. Курчатов действовал вопреки правилам игры того времени, как-то это умело вуалируя. Но опять-таки он мог действовать вопреки, потому что сумел выстроить отношения и с подчиненными, и с власти предержащими, вплоть до самого Сталина.

– На какую аудиторию вы ориентируетесь? Кому будет интересен выпуск программы «Золотое сечение» про Игоря Курчатова?

– Хотелось бы, чтобы выпуск был полезен широкому кругу телезрителей: школьникам старших классов, студентам… – каждому, кто имеет хоть какой-то интерес к истории науки. В принципе, это и есть аудитория нашей программы «Золотое сечение», которая уже четвертый год выходит в эфир телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ». Ее смотрят те, кому интересны  биографии знаменитых ученых, результаты исследований, красивые научные идеи.

…Что же касается Курчатова, то это личность раскрывается еще одним неожиданным ракурсом. Я как-то прочитал статью нобелевского лауреата по физике Фримена Дайсона, который прожил почти сто лет. Так вот, он подразделял ученых на два типа: птицы и лягушки. Лягушка, по Дайсону, это ученый, который видит только то, что находится в ближайших окрестностях. Но зато он может рассмотреть и изучить самые красивые цветочки. А есть птица. Это ученый, который смотрит с высоты своего полета, он видит и проблему в целом, и связи, но мелкие детали упускает. С точки зрения этой классификации, образ Курчатова очень интересен. Это, безусловно, птица высокого полета. Но, если было нужно, он мог опуститься максимально низко и рассмотреть те же цветочки, которые видит лягушка.

Новый выпуск авторской программы Игоря Клебанова «Золотое сечение» можно посмотреть здесь.

Татьяна Строганова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.