Юрий Рождественский: «Я все время закручивал гайки»

Профессор ЮУрГУ Юрий Рождественский установил рекорд: 21 год был деканом автотранспортного факультета. Заведующий кафедрой автомобильного транспорта, автомобилист с полувековым стажем – эксперт высокого уровня, знания энциклопедические. Интерес у него к машинам давний и глубинный. А началось все в далеком детстве с утраты любимой игрушки.

Нездоровая привычка

– В детстве машинки предопределили выбор профессии?

–Конечно! Лет в шесть у меня была самая любимая игрушка - большущий самосвал. И его в лепешку раздавила машина, когда дедушка выезжал из гаража на своем «Москвиче».

 

– С тех пор вопросы торможения и трения стали основополагающими?

– Совершенно верно! – смеется. – Мы жили в Троицке. Свой дом, двор полудеревенский. У нас всегда были машины. Сначала «Москвич-401», потом «Победа».  Вместе с дедом и отцом я все время закручивал какие-то гайки, занимался шприцеванием подвески. Весь в солидоле – но было увлекательно. Появился интерес к специальной литературе. Читал книжки академика  Чудакова – главного теоретика в мире по автомобильной тематике. Уже в школе полностью знал устройство автомобиля.

 

– За руль рано сели?

– Отец учил меня водить мотоцикл с коляской. В 16 лет я получил права мотоциклиста. Так потихоньку и пришел в автомобильную тему.

После школы Юрий решил поступать на автотракторный факультет в ЧПИ. Факультет был знаменитый – первый в истории ЮУрГУ. Создавали его трижды Герой Социалистического Труда Николай Духов и дважды Герой Соцтруда Иван Трашутин.

Поступил на кафедру автомобилей, которую возглавлял Сергей Сергеевич Строев, в свое время - заместитель главного конструктора горьковского автозавода, ведущий конструктор автомобилей «ЗИМ» или  ГАЗ-12. Этот автомобиль, на котором впервые была установлена в трансмиссии гидромуфта,  выпускался после войны. Предшественник «Чайки» был хорош и по плавности хода, и по плавности передачи крутящего момента на колеса. Служба скорой помощи его использовала и обкомы. Когда Рождественский уже стал учиться на этой кафедре, Строев привил ему любовь к теории автомобиля, которую  Юрий Владимирович читает студентам до сих пор.

– Еще в студенчестве я начал заниматься наукой. Кафедра вела договорные работы с заводами. Это было в 1970 году. В то время на Ижевском заводе на производство ставили «Москвич-412». Мы как раз занимались крутильными колебаниями в трансмиссии. Мой первый руководитель в студенческом научном обществе – Владислав Павлович Беляев. Нужен был хороший эксперимент. Для этого необходимы токосъемники. Они в то время были ртутные. И мы, ничего не зная об опасности, втирали эту ртуть без перчаток тряпочкой в одну, в другую поверхности. И не полысели с тех пор, – смеется Юрий Владимирович. – Ставили на стенд, крутили, снимали показания, записывали.

Потом нам сказали, что все это надо сделать теоретически, чтобы была математическая модель, и нас вместе с Борисом Вещиковым «бросили» на теорию. Это была первая в вузе ЭВМ – «Урал-2». Огромная машина!

Начали учиться программировать. Делать это на одноадресной машине было очень сложно. Но формулы заводили, результаты получали. Потом отправили меня осваивать новую аналоговую машину «ЭМУ-10». А там надо было собирать платы и элементы трансмиссии проводами соединять. Тоже было интересно. Но дело в том, что в основном на ней работали сотрудники приборостроительного факультета, а нас туда пускали только вечером или ночью. С тех пор выработалась не очень здоровая привычка: на компьютере работать по ночам. Ну а завершилось это все дипломом. В качестве приложения к нему получил еще и почетный диплом студенческого научного общества, который давал большие преимущества при устройстве на работу. Его обладатели сразу становились конструкторами. А меня оставили работать на кафедре автомобилей ассистентом.

Новая наука

Однако радость была недолгой. Когда дипломированный специалист 1 августа пришел на работу, был обескуражен сообщением: «Извини, но твою ставку сократили». Направили к декану Льву Григорьевичу Анискину, он набирал молодых ребят к себе на кафедру автомобильного транспорта. Сказал, что есть ставка учебного мастера. На кафедре как раз начинали развивать диагностику автомобилей, которых было около тридцати. Юрий согласился - и закипела работа. В смотровой канаве регулировал трансмиссию, испытывал машины, конструировал диагностические стенды, всевозможные приспособления. Освоил сварку, токарное дело.

– В то время, чтобы поступить в аспирантуру и получать стипендию сто рублей, нужно было два года поработать. И тут мой будущий научный руководитель, доцент Валерий Никифорович Прокопьев говорит: «Ну ты что, два года под машиной будешь сидеть?! Давай сразу в аспирантуру!» Год я поработал, и дали мне стипендию вместо ста рублей 80. Пришлось опять проектировать стенд для испытания подшипников двигателя ЯМЗ. Построили его, подключили регистрирующие приборы, осциллографы. Опять потребовалась модель, пришлось учить языки программирования ЭВМ «Минск» и работать ночами. В результате через три года у меня была написана  кандидатская диссертация по новой науке под названием «Триботехника» – трение, смазка и износ машин.

Рождественский защитился досрочно в 26 лет. Параллельно шла общественная работа, возглавлял комсомольскую организацию преподавателей и сотрудников ЧПИ. Большая была организации, около тысячи человек.

Мест преподавательских после аспирантуры, естественно, не было. Юрий Владимирович начал работать младшим научным сотрудником, потом просто научным сотрудником, потом старшим. А когда освободилась ставка, стал преподавать у «вечерников». Лет через десять перевели на дневной факультет.

Научная работа продолжалась. В сфере триботехники довелось сотрудничать с заводами всей страны. Писал огромные программы, мотался  в командировки: Барнаул, Москва, Харьков, Владимир, Волгоград, Свердловск. Где только не внедряли разработки ЧПИ! В конце концов, это привело к тому, что в 1985 году шеф Рождественского, заведующий кафедрой  Валерий Прокопьев защитил докторскую диссертацию. Докторов было тогда мало в институте,  Валерий Никифорович стал двадцатым.

Это были годы становления школы триботехники в вузе, и Юрий Владимирович продолжал заниматься этим направлением. Но как только Прокопьев защитился, потребовалась смена. «Начинай, Юра, докторскую писать», – сказал он.  В 99-м году Рождественский защитил докторскую. Хорошая получилась диссертация. С большой кипой внедрений.

– После этого встречает меня ректор Герман Платонович Вяткин и  говорит: «Нам нужен декан автотракторного факультета. Сколько тебе лет?». –  «Пятьдесят исполнилось». – «Староват, конечно. Ну ничего, давай, попробуй». У декана факультета Г.Д.Драгунова тогда заканчивался срок, и я занял эту должность на 21 год.

Летопись факультета

Первым делом Рождественский стал разбираться с историей. Нужно было ее восстановить по отрывочным сведениям, собрать полную информацию, летопись факультета. Подключил к этому делу все кафедры. Наибольший вклад внесли преподаватели В.А.Путин, Г.Д. Драгунов, Б.А. Шароглазов, В.Н. Бондарь,А.Д. Рулевский…  

В 2004 году съездили в Москву на столетие Николая Духова, встретились с его вдовой, дочерью, внуками, побывали на даче, которую ему подарил Сталин, после того как дал вторую звезду Героя. А потом совместными усилиями под патронажем известного уральского литератора, выпускника факультета А.П.Моисеева, написали книгу «Мы – с автотракторного факультета».

Нашли первого руководителя хора АТ-факультета - выпускника 1957 года В.М. Батракова. Сочинили гимн, возродили хор факультета, создали попечительский совет. Выяснилось, что выпускник АТ-факультета Виталий Вильчик, который уехал в Тольятти поднимать АвтоВАЗ, стал президентом и генеральным директором этого предприятия. Поехали на встречу с рукописью, предложили издать книгу. Он сразу согласился.

Знаменитых выпускников оказалось много. Все охотно помогали, финансово поддерживали проекты. Замминистра транспорта, начальники главков, директора и главные конструкторы заводов приехали на 60-летие родного факультета. И каждые пять лет стали выпускать по книжке: о Н.Л. Духове, И.Я. Трашутине, Л.Г. Анискине... К 70-летию издали экциклопедию АТ-факультета, а к 75-летию сделали ее электронную версию.

На каждый юбилей факультета приглашали выпускников, которым предоставлялась возможность показать свои работы и достижения. На университетской площади предприятия выставляли несколько десятков автомобилей, тракторов, прицепов, автокранов, двигателей. Демонстрировалась спецтехника, начиная с легендарных танков ЧТЗ. Проводили и выставки выпускников, которые стали писателями, художниками, мастерами фотографии. Совместно с Павлом Большаковым выпустили книгу о знаменитом выпускнике, основателе Челябинского фотоклуба Юрии Теуше.

– А еще мы развивали автомобильный спорт, – вспоминает Юрий Владимирович. - Начали проводить соревнования «Виртуоз руля». Потом выяснилось, что президент федерации автомобильного спорта Челябинской области Владимир Андреевич Денисенко тоже наш выпускник. Привлекли его, и мы организовали соревнования для девушек «Автоледи», авторалли «Студент», создали Уральскую лигу дрифта. Под руководством заместителя декана Сергея Анкудинова соревнования стали проходить в разных городах Урала. Ребята получали спортивные разряды. В общей сложности с нашего факультета вышло полдюжины мастеров автомобильного спорта.

Точный прогноз

В начале 2000-х годов ректор ЮУрГУ Александр Шестаков задал новый тренд: нужно выходить на мировой уровень. Начались зарубежные поездки. Юрию Рождественскому довелось побывать на конгрессах в Японии, США, Китае, Великобритании…

– В Англии, помню, по университету была экскурсия. Вдруг смотрю - стоят какие-то автомобильчики. Оказалось, студенты находят спонсоров и своими руками собирают машины. Сразу подумал: «А почему бы нам этим не заняться?» И начали при поддержке ректора А.Л.Шестакова и директора института учебной техники Г.И. Калягина строить болиды. Один, второй, третий. Стали участвовать в соревнованиях. Важно было, чтобы наши студенты что-то могли делать руками. И сейчас в рамках проектного обучения студенты получают практические навыки. Развиваются конструкторское направление и «Умный транспорт». Камеры на перекрестках и зданиях Челябинска, следящие за организацией дорожного движения и экологией, – это наша система. Большие базы данных, надо их обрабатывать. Очень скрупулезная работа!

– Ваш стаж вождения более 50 лет. Какой вы автомобилист?

– Да обычный, –  смеется. – Конечно, когда был молодой, мог на двух колесах на мотоцикле с коляской проехать. В свое время мы со студентами построили специальный подскок для того, чтобы машина могла двигаться на двух колесах. Интересны были студентам такие трюки.

 

– Но вы порядочный водитель? Не нарушаете?

– И мне приходят «письма счастья». Хотя, на самом деле, я стараюсь ездить аккуратно.

 

– Вы лауреат Губернаторской премии за преподавательское мастерство. В чем оно проявляется?

– Сделали мы свой электронный учебник по теории и конструкции автомобиля. Сейчас на всех четырех курсах ребята по нашему учебнику занимаются.

 

– Ну еще, наверное, какой-то особенный подход имеете к студентам?

–  «Двойки» ставлю (смеется).

 

– Вы член комиссии по безопасности движения при губернаторе.

– Власти нужна научная составляющая. Наконец-то стали ставить тросовые заграждения посередине улицы, а я долго призывал к этому. Сейчас пытаюсь доказать пользу организации дорожного движения с использованием наших интеллектуальных разработок «Умный транспорт».

 

– А еще вы председатель диссертационного совета ЮУрГУ с двадцатилетним стажем.

– Во-первых, для начала его надо было создать. Ездил в Москву, убеждал - утвердили совет. У нас три научных направления на факультете, реализуемые в трех научных специальностях диссертационного совета: тепловые двигатели, колесно-гусеничные машины и машиноведение. Ежегодно защищается от четырех до семи человек, в том числе и наши преподаватели и аспиранты.

 

–Вас студенты характеризуют как очень мудрого и дальновидного человека. Насколько вы дальновидны?

– Старый же уже. У каждого с возрастом есть какие-то наработки, опыт. Что-то подмечаешь, анализируешь – и прогнозируешь, понимаешь, что ждет впереди.

 

– Могли ли вы спрогнозировать, что будете деканом автотранспортного факультета  21 год?

– Так вышло. Я действительно оказался самым долгим и последним деканом автотранспортного факультета. Пересидел всех своих предшественников. С сентября 2021 года  произошли трансформации, вместо факультета сейчас – автотранспортное направление работы Политехнического института ЮУрГУ.

 

– А деканом вы каким были?

– Старался быть хорошим, – улыбается Юрий Владимирович. – Развивал факультет, укреплял материальную базу, предоставлял возможности студентам для развития в разных направлениях. Когда ЮУрГУ стал национальным исследовательским университетом, кафедры кардинально обновились. Приобрели научное и учебное оборудование на сотни миллионов рублей. Создали также первую базовую производственную кафедру ЮУрГУ  на площадях автокомплекса «Регинас».

 

– Без строгости не обходилось?

– Бывали, конечно, случаи. Но вообще я против строгости. Руководителя не должны бояться.  Страх – плохое чувство. Важно уважение.

 

– Предскажите, что ждет автотранспортное направление ЮУрГУ?

– Могу точно сказать, что его ждет омоложение. И это здорово! Молодость – наша сила! У молодых мозги лучше работают. А у меня теперь появилась возможность больше времени уделять науке. Много работы впереди, в том числе по гранту программы «Приоритет- 2030», который  выиграл наш университет.

Из досье «АН»

Юрий Владимирович Рождественский, доктор технических наук, профессор. Родился 28 июля 1949 года в  Троицке Челябинской области. В 1971-м окончил ЧПИ по специальности «Автомобили и тракторы». С 2000 года председатель диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций. С 2000 по 2021 год - декан автотракторного (автотранспортного) факультета ЮУрГУ. С 2009-го заведует кафедрой автомобильного транспорта.  Автор 180 научных, учебных и методических работ, в том числе пяти монографий. Руководитель и консультант 10 кандидатских и трех докторских диссертаций. Академик Российской академии транспорта.

Татьяна Строганова; argumenti.ru; Фото из архива Юрия Рождественского
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.