Историки ИМСГН выступили на радио «Южный Урал»

Сотрудники кафедры отечественной и зарубежной истории Института медиа и социально-гуманитарных наук имеют давние и прочные связи со старейшей в Челябинске радиостанцией «Южный Урал» – региональным партнером «Радио России».

Очередная встреча ведущего передачи «Вечерняя смена» Андрея Мухамадеева с преподавателями ИМСГН посвящалась обсуждению повседневности нашего города. В частности, в разговоре с директором НОЦ «Культурно-исторические исследования», доцентом к.и.н. Юлией Хмелевской и профессором кафедры, д.и.н. Евгением Волковым затрагивались вопросы, связанные с «важнейшим из всех искусств» – кино. Интерес к этой теме, помимо прочего, определяется реализацией научного грантовского проекта РФФИ «Городской кинотеатр советской эпохи: трансформация социального пространства (Москва – Ленинград – Челябинск)», ставшего результатом коллаборации историков и искусствоведов ИМСГН.

Слушатели смогли узнать о таких нетривиальных фактах как, например, о том, что вместо попкорна дореволюционные киноманы оставляли в помещениях шелуху от семечек, что изначально кинопоказы выполняли функции аттракционов на ярмарках, что киноискусство заменило собой театр, являя пример демократизации и массовизации культурной сферы в России. Отсюда основной научный фокус дискуссии в радиоэфире оказался смещен в сторону пропагандистской составляющей кинопоказов. Неслучайно, зарождение киноиндустрии в нашей стране происходит именно после прихода советской власти, тратившей серьезные ресурсы на фильмы как инструмент взращивания социалистической культуры. По понятным причинам крайне актуальным этот рычаг идеологического воздействия оказался в годы Великой Отечественной войны. Однако «бум» строительства советских кинотеатров, в том числе, в Челябинске, пришелся на 1950-1960 годы.

Кинотеатр “Урал” на улице Воровского в г.Челябинске, 1972 год

И вплоть до наших дней кинотеатры как пространства культурного воздействия остаются популярным местом отдыха горожан. Правда, в постсоветское время они демонстрирует, скорее, возврат к ярмарочной традиции, приобретая сугубо развлекательный, нежели политический характер. 

Вторая встреча в рамках радиоэфира посвящалась крайне актуальной теме в истории развития любого мегаполиса – общественному транспорту. В этот раз, помимо Юлии Хмелевской, в качестве эксперта выступила студентка 3 курса, будущий историк Мария Лешукова, староста группы СГ-306. Было озвучено, что до сих пор именно трамвай остается востребованным в условиях городских «пробок». Этот вид транспорта оказался первым доступным средством передвижения в Челябинске. Очевидно, что его запуск в 1932 году напрямую определялся задачами индустриализации в годы первых пятилеток. Стремительный рост заводов требовал перевозки рабочей силы. 

Однако, по мнению Марии, основанному на архивных документах, в дореволюционный период именно Челябинск имел шанс стать первым городом Урала с трамвайным движением. Сегодня это могло стать одним из брендов города. Так, еще в 1908 году местный купец Василий Колбин, видя огромную потребность в создании транспортной инфраструктуры в стремительно развивающемся после строительства Транссиба городе, предложил пустить трамвай от улицы Уфимской (ныне – Кирова) до железнодорожного вокзала. Однако это противоречило интересам тех, кто зарабатывал на частном извозе, поэтому их лобби в местной городской думе помешало принятию этого новшества.

Сама Мария так рассказала о дебюте на радио:

«Это стало очень волнительным событием, прежде я не имела подобного опыта. У меня тряслись руки и сбивалось дыхание, но поддержка ведущего и моего преподавателя Юлии Юрьевны очень помогли. Экскурс в прошлое трамвайного сообщения Челябинска показал, как много параллелей присутствует с днём сегодняшним: медленная скорость движения по причине огромных расстояний, в том числе, из-за снегопадов, ограниченность маршрутов, хулиганство в вагонах, сложность кадрового вопроса в связи с необходимостью иметь специфические знания и даже применять физические усилия. Так, в 1930-е годы вагоновожатым (именно тогда эту профессию осваивали преимущественно женщины, впрочем, как и сегодня) для ремонта требовалось забираться на крышу трамвая и т.д. Мне показалось, что времени было мало, вот-вот я успела "разговориться" и понять, как всё работает, а уже наступил конец эфира».

Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.