"История моей семьи в истории моей страны в годы Великой Отечественной войны" - эссе Закирова Жасурхона Мирзохидхон оґли

Уже несколько поколений выросло после окончания Великой Отечественной войны, и я представитель этого поколения, который собирает информацию о той войне из книг, фильмов и редких встреч с ветеранами, а иногда из беседы со своей любимой бабушкой Абдухаликовой Мухаббатхон Мухиддиновной, которая, к сожалению, скончалась в 2020 году.

Моя страна, Узбекистан, была в составе огромного государства – СССР. Нападение фашистской Германии Узбекистан встретил как всенародную беду. 23 июня состоялся многотысячный городской митинг в Ташкенте, а в Самарканде на площади Регистан принимало участие более 100 тыс. жителей города и окрестных кишлаков.  Многолюдные патриотические собрания состоялись в Бухаре, Андижане, Намангане, Фергане и  в сельских районах республики.

3 июля 1941 года граждане СССР услышали своего лидера, говорящего о войне. Сталин впервые обратился к народу как к «братьям и сестрам». И в этом был огромный смысл, потому что такое воззвание не просто слова. Это был призыв к сердцу, к истории, к нашим корням, к душе для того, чтобы обрисовать трагизм происходящих событий и мобилизовать людей на защиту своей Родины.  Это была огромная единая семья, состоящая из всех народов и национальностей страны. Семья требовала спасения, требовала поддержки.

По всей стране началось добровольческое движение. Высокий патриотизм проявляла молодежь Узбекистана. Уже в первый период войны желание пойти добровольцами на фронт выразило почти 30 тыс. её представителей.

С ноября 1941 г. по март 1942 г. было сформировано 15 национальных дивизий и бригад, из них 9 стрелковых, 5 кавалеристских. Десятки тысяч молодых узбеков были призваны в ряды армии. В первые годы войны только из города Ташкента 100 000 парней и частично девушек были призваны на военную службу. Военные училища, дислоцированные в Ташкенте, подготовили для фронта несколько тысяч командиров и политработников.

Нет ни одной семьи, которой война не коснулась. В том числе моя семья… Моя бабушка, Абдухаликова (Турахужаева) Мухаббатхон Мухиддиновна, родилась 10 апреля 1937 г. в городе Ташкенте. Когда она провожала мужчин семьи на фронт, ей было всего 4 года.

Абдухаликов Абдусаломхужа  родился 3 мая 1922 года. В 1940 году уехал служить в Россию (город Горький). В 1941 году перевели на фронт. И в 1942 году вернулся, получив ранения в нижнюю часть правой руки. Удостоен награды «Орден Отечественной войны I степени». Умер в 2005 году в возрасте 83 года.

Солихужаев Жалолхон, к сожалению, всё ещё является без вести пропавший. Вся наша семья, искала его везде. Неоднократно давали запрос на специальные передачи по ТВ, я искал информацию о нем на многочисленных сайтах, но было безуспешно.

Очень эмоционально бабушка рассказывала о том, как жители всей махалли помогали друг другу. Горе одной семьи было горем всей страны, и  все мечтали только об одном – о победе и о возвращении сыновей, мужей и братьев домой. Вместе с мамой и тетями они часто приходили на Ташкентский вокзал, помогали эвакуированным, раздавали связанные для них носочки и платки, приносили лепешки и кислое молоко.

Народ Узбекистана известен своим человеколюбием, гостеприимством и широтой души. О гуманизме узбекского народа в годы Второй мировой войны знает весь мир. Находившаяся в эвакуации в Узбекистане в эти годы Анна Ахматова написала: «Именно в Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий жар, древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта». В автобиографических заметках она подчеркнула: «В Узбекистане, например, и без того многодетные семьи, но и они усыновляли, удочеряли русских, белорусских, украинских, молдавских, польских, греческих сирот, давали приют беженцам, делились с ними последним куском хлеба, сахара, последней пиалой плова или молока. Хочется верить, что этого никто никогда не забудет...».

Для размещения детей в республике были организованы детские дома. Известный узбекский поэт Гафур Гулям в стихотворении «Ты не сирота» писал:

«Разве ты сирота?.. Успокойся, родной!

Словно доброе солнце, склонясь над тобой,

Материнской, глубокой любовью полна,

Бережет твое детство большая страна.

Здесь ты дома. Здесь я стерегу твой покой.

Спи, кусочек души моей, маленький мой!

Я – отец! Я что хочешь тебе подарю,

Станут счастьем моим. Все заботы мои»

Усыновление детей узбекистанцами продемонстрировало подлинную толерантность узбекской земли, где объединялись в одну семью дети разных национальностей.

Одним из символов памяти и скорби по погибшим в Великой Отечественной войне для узбекистанцев стал монумент «Скорбящая мать», он символизирует всех матерей, не дождавшихся с войны своих сыновей.

К 75-ой годовщине Победы во Второй мировой войне в Ташкенте был открыт Парк Победы, где был открыт памятник «Ода стойкости», история которого основана на реальных событиях – истории матери и ее семьи.

Зульфия Закирова из села Ханабад Зангиатинского района Ташкентской области потеряла во Второй мировой войне всех пятерых сыновей: Исакжона, Ахмаджона, Мамажона, Вахобжона, Юсуфжона. Четыре ее невестки овдовели, а пять внуков осиротели. Невестки последовали примеру Зульфии-ая (ая – мать), остались верными своей семье и никогда больше не выходили замуж.

Как подчеркнул президент Республики Узбекистан, Ш.М. Мирзиёев, «это памятник всем матерям в Узбекистане». «Мемориал станет местом паломничества для всего нашего народа. Молодые люди, побывав здесь, поймут, какие ценности у нашей нации в крови, будут стремиться жить, ценя их».

Долг ныне живущих и следующих поколений с благодарностью помнить, что во время Великой Отечественной войны в Узбекистан были эвакуированы около миллиона советских граждан, бежавших от бомбежек с оккупированных территорий. Помнить, что отсюда, из глубокого тыла, нескончаемым потоком шло вооружение и боеприпасы, прямо на фронт с Ташкентского авиационного завода летели бомбардировщики.

Помнить, что наша жизнь, жизнь поколений, живущих в XXI веке, оплачена ценой гибели миллионов солдат – граждан союзных республик, в том числе мобилизованных из Узбекистана: узбеков и русских, таджиков и белорусов, украинцев и каракалпаков.

 
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.