Когда я узнала, что буду рассказывать стихотворение на 9 мая и все выходные я должна провести в актовом зале на репетиции, я думала, что хуже быть не может. Почему именно я должна рассказывать стихотворение, жертвуя своими выходными, ведь у меня тоже были свои планы. Теперь придётся всё сдвигать по расписанию или же вовсе отменить. Занятий больше нет, а это значит, что я с чистой совестью могу идти домой. По дороге домой начинаю вспоминать, как мы с семьёй праздновали День Победы. Воспоминания сразу уводят меня в глубокое детство по той причине, что моя семья стала глубоко религиозной в последние годы, а отмечать праздники это грех, иногда даже поход в кинотеатр вызывает возмущение моих родителей. А тогда в детстве, когда ещё жив был дедушка, этот праздник был самым значительным и праздновался исключительно на природе. Собираясь всей семьёй вместе на пикнике, мы пели песни, купались, и вся эта атмосфера сопровождалась военными рассказами дедушки со слезами на глазах. О его воспоминаниях, о старшем брате, который ушёл на фронт в 16 лет таким юным. Годы шли, а от него не было вестей. Вскоре он потерял и своего отца, будучи подростком он надеялся на скорое возвращение брата. Немного спустя советские войска одержали победу и надежда в его душе загорелось новой силой . Солдаты возвращались, конечно, не все и не такими как прежде были, но узнать в них старшего брата была самая большая мечта дедушки, но она так и осталась мечтой.
Время пролетело быстро, и вот уже повзрослев, женившись, став отцом, дедушка понял, что живым он его уже не увидит. И тогда он отчаянно хотел найти его могилу, и начал искать в военкомате информацию о его месте службы, но поиски не увенчались успехом: в архиве военкомата эти данные не сохранились. А надежда, что тихо ютилась в его сердце, медленно погасала, а вместе с ней и образ брата в его воспоминаниях угасал. И чтобы утолить свою тоску, а имя брата не угасало вместе с его воспоминаниями, он назвал своего первого внука в честь старшего брата Сейдалы.
Вскоре в нашем селе решили поставить памятник в честь погибших воинов Великой Отечественной войны, но там не оказалось имени его брата. Дедушка был сильно зол и разочарован, а местные чиновники на его возмущение ответили, что ничего не могут сделать без данных из военкомата. Дедушка был готов сам заплатить за все расходы, но и тут вышла такая проблема, что места нет, что дело сложное и требует времени. А немного погодя в нашу дверь постучалась беда. У дедушки выявили онкологическое заболевание толстой кишки 4 стадии. И смерть разлучила его с нами в возрасте 90 лет.
Спустя год после смерти дедушки нам приходит новость о том, что наши родственники из Санкт-Петербурга отправили запрос в военкомат и получили данные о Джумалиеве Сейдалы. Как оказалось, он воевал в Ленинграде в 13-той стрелковой дивизии, пропал в без вести в январе 1943 года. Мы сразу же отправили данные в сельский совет, где было принято решение внести его имя при реконструировании.
Я и не заметила как слёзы текут по моему лицу, воспоминания так глубоко затянули меня. Даже не заметила как дошла до дома.
Сидя на диване, я вспомнила, что прикупила саженцев яблони. Нашла лопату, принесла удобрение и воду, тщательно подготовилась, и место хорошее выбрала, там раньше ничего не сажали. Беру лопату и начинаю копать, как вдруг лопата натыкается на что-то твёрдое, начинаю раскапывать и понимаю, что это металлическая коробка, как по мне от печенья. Не задумываясь, достаю руками и выкидываю, но из неё выпадают какие-то бумаги. Подхожу ближе и замечаю выцветшие буквы, достаю и понимаю, что это не просто бумаги, а письма, причём военных лет. Быстро всё собираю и бегу домой, забегаю в комнату, сажусь на кровать и рассматриваю – здесь всего несколько листочков. А на обратной странице написано «Айна», тогда я поняла, кому принадлежат эти письма, эта письма старшей сестры моего дедушки, её звали Айна. Она умерла ещё до моего рождения, но, насколько я знаю, она умерла в довольно пожилом возрасте. Так зачем писать ей эти письма? Для кого они? Вновь беру листочек в руки и начинаю читать: «Так как листочков почти нет, я пообещала, что буду писать только при необходимости высказаться, когда будет очень сложно сдерживаться, и вот этот момент настал, я пишу и отпускаю свою боль, а вместо неё даю место надежде, что вскоре всё завершится.
Идёт второй год войны, старший брат на фронте. Дома остались из старших только родители и я, братики ещё маленькие и ещё одна младшая сестра. Я надеюсь, они забудут эти дни, как плохие сны, и ничто не будет им напоминать о них.
В этом году был плохой урожай. А того, что нам досталось, не хватило, да и не только нам. Нечего было есть уже второй день, и мы отправились на поиски нор полевых мышей. Находя их, мы забывались на какое-то мгновение, эта горсть пшеницы в норе давала надежду, она настолько осчастливила нас, что слёзы полились по щекам. И эта горсть пшеницы была способна прокормить семью, дать им надежду на светлое».
Листки закончились, мои руки трясутся, глаза наполнены слезами, а сердце угрызением совести. Как просто я смогла перешагнуть через боль и страдания моих предков? Рассказать стих вызвал во мне резонанс, а те люди? Через что им пришлось пройти? Они боролись за наше будущее, но мы не заслужили его.