Спроси у «Сократа»: ученые ЮУрГУ работают над созданием чат-бота для иностранных студентов

Обучением в заграничном вузе сегодня вряд ли удастся кого-то удивить. Глобализационные процессы предоставили огромные возможности для студенческой мобильности, в результате получить образование за рубежом стало легко. Российские вузы не стали исключением, и по данным Минобрнауки РФ численность студентов из-за рубежа на 2021 год составляет 347 961 человека. При этом из них на территории России находятся 207 254. В вузах Челябинской области в настоящее время высшее образование получают более пяти тысяч иностранных студентов, а в стенах Южно-Уральского государственного университета обучаются студенты из Казахстана, Узбекистана, Египта, Китая, Ирака, Таджикистана, Узбекистана и множества других стран.

Переплетение языков, культур и традиций стало поистине визитной карточкой самого крупного вуза Челябинской области. Однако зачастую прибывшие из другой страны студенты-иностранцы бывают не приспособлены к новым условиям, культуре. Преподавание на чужом для них языке, культурные различия, иные особенности повседневного быта – всё это потенциально является источником стресса, который существенно снижает эффективность их обучения в вузе.

Для того, чтобы сделать обучение иностранных студентов более комфортным, запоминающимся, но главное, продуктивным трансдисциплинарная коллаборация ученых Южно-Уральского государственного университета разработала проект адаптационного чат-бота «Сократ-2020». Инициатива ученых была поддержана грантом Президента Российской Федерации и сейчас проект фактически выходит на финишную прямую.

Возглавил проект доктор философских наук, профессор кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ, директор научно-образовательного центра практической и прикладной философии Сергей Борисов. Идея создать цифрового помощника для иностранных студентов возникла на кафедре философии во многом благодаря философской практике, ее идеям, методам и вызовам. Об этой идее Сергей Валентинович говорит так:

«Работа с иностранными студентами в области философской практики позволила сформировать некую базу данных глубинных экзистенциальных запросов, которые нуждаются в адекватном их удовлетворении. И на основе этой базы данных возникла идея разработать программное обеспечение, позволяющее иностранному студенту в диалоговой форме получать всю необходимую информацию об особенностях жизни в уральском регионе, об истории, культуре, инфраструктуре и прочих аспектах социальной жизни. Я уверен, что это позволит студентам совершенствовать свои навыки культурной, образовательной и когнитивной компетентности, повысить качество жизни, эффективность обучения и гармонично интегрироваться в социально-культурную жизнь города и региона. В силу современных процессов в науке, образовании, культурной и социальной жизни адаптация стала невозможна без ориентации на цифровые технологии. В проекте чат-бота предлагается решение локальной, но важной задачи: посредством цифровых технологий организовать процесс адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, находящихся в ситуации когнитивного диссонанса в чуждом культурном пространстве. В этих условиях необходимо, чтобы культурное консультирование осуществлялось быстро и своевременно, в контексте возникшей проблемной ситуации, за несколько "кликов"».

Очевидно, реализация этого проекта требует высочайшего уровня компетентности участников и предполагает скоординированную работу, поэтому в  трансдисциплинарную коллаборацию проекта вошли профессионалы вуза, обладающие этими компетенциями: организатор социологических исследований, к.соц.н., доцент, заведующий кафедрой социологии ИМСГН ЮУрГУ Елена Салганова; координатор социологических исследований, доцент, заведующий лабораторией кафедры социологии Наталья Гафнер; организатор психологических исследований к.психол.н., заведующий кафедрой общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Светлана Морозова; координатор психологических исследований, старший  преподаватель кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование», заместитель директора научно-образовательного центра «Психология» Юлия Черняева; организатор и координатор разработки лексико-онтологической базы знаний для поддержки автоматизированного диалога чат-бота,  д. фил.н., профессор кафедры лингвистики и перевода ЮУрГУ, директор НОЦ «Лингво-инновационные технологии» Светлана Шереметьева; методист по разработке лексико-онтологической базы знаний для поддержки автоматизированного диалога, к.филос.н, доцент кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, старший научный сотрудник НОЦ практической и прикладной философии Кирилл Резвушкин; д.филос.н., профессор кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, консультант проекта по научным связям с общественностью, д.ф.н, старший научный сотрудник НОЦ практической и прикладной философии Артур Дыдров; к.филос.н, доцент кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ,  консультант проекта по медиа и СМИ, старший научный сотрудник НОЦ практической и прикладной философии Регина Пеннер; старший преподаватель кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, организатор научных, образовательных и презентационных мероприятий проекта, старший научный сотрудник НОЦ практической и прикладной философии Екатерина Миляева; к.филос.н, доцент кафедры философии ИМСГН ЮУрГУ, координатор научных, образовательных и презентационных мероприятий проекта, старший научный сотрудник НОЦ практической и прикладной философии Вероника Богданова; программист проекта, к.фил.н., заведующий  кафедрой «Лингвистика и перевод», заместитель директора НОЦ «Лингво-инновационные технологии» Ольга Бабина; ведущий программист отдела глобальных сетевых технологий Артем Комельков.

Но что же такое чат-бот? Это форма разговорного искусственного интеллекта, предназначенная для упрощения взаимодействия человека с цифровыми системами. Чат-боты могут быть очень простыми, как элементарные программы, отвечающие на простой запрос однострочным ответом, или сложными, как цифровые помощники, которые обучаются и развиваются по мере сбора и обработки информации, тем самым повышая свой уровень персонализации. К примеру, известные каждому пользователю смартфона Siri, Alexa и Алиса также являются чат-ботами, реагирующими на ключевые слова своего собеседника.

Для разработки чат-бота «Сократ-2020» было принято решение ориентироваться в первую очередь на наиболее успешные иностранные аналоги адаптационных чат-ботов. Учли и то, что чат-боты эффективно интегрируются в электронное и смешанное обучение, а также автоматизируют повторяющиеся, рутинные задачи студентов и преподавателей. Например, среди популярных образовательных чат-ботов выделяют чат-бот для выбора курсов, чат-бот для предварительной регистрации и т. д. Такие программы позволяют решить проблему индивидуальной поддержки студентов, особенно в крупномасштабных сценариях обучения с более чем 100 студентами на одного преподавателя.

По мнению Светланы Шереметьевой, несмотря на все многообразие адаптационных чат-ботов, применяемых в образовательном процессе, существует острая нехватка программ, обеспечивающих адаптацию студента к новой языковой, образовательной и  культурной среде. Таким образом, разрабатываемый сотрудниками ЮУрГУ проект будет способен закрыть эту потребность.

С целью выявления «негативных» (проблемных) маркеров устойчивого запроса иностранных студентов были проведены социологические опросы и интервью в фокус-группах. Исследование проводилось на базе центра социокультурной адаптации ЮУрГУ. В экспериментальную группу, набранную руководителем центра Диной Валеевой, вошли иностранные студенты Южно-Уральского государственного университета в количестве 40 человек. 

Результаты полевого исследования выявили основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты-иностранцы: проблемы ориентации в ЮУрГУ; сложности быта (месторасположение тех или иных объектов в Челябинске); трудности с русским языком; финансовые проблемы; затруднения, связанные с питанием; сложности с реализацией досуга; проблемы, возникшие в результате разницы культурных особенностей; трудности при перемещении по городу; отсутствие информации о том, куда следует обращаться с проблемами здоровья.

На основе выявленных проблемных маркеров в скрипте чат-бота были прописаны ветви, содержащие потенциальные запросы по выбранной теме. Таким образом, в техническом плане чат-бот «Сократ-2020» представляет древовидную структуру, которая предлагает пользователю на начальном этапе выбрать один из предложенных вариантов от которого будут идти «ветви ответов».

К примеру, стартовая страница чат-бота «Сократ-2020» спрашивает у собеседника: «где и что находится в ЮУрГУ», «как пользоваться транспортом в Челябинске», «что делать, чтобы лучше знать русский язык» и т.п.,  еще несколько вариантов, соответствующих проблемным маркерам. Допустим, пользователь выбирает ветвь, которая предлагает улучшить русский язык. В ответ на этот запрос Сократ предоставляет контакты центра социокультурной адаптации ЮУрГУ и предлагает выбрать: «узнать больше или вернуться в начало диалога».

Ведущий программист проекта Артем Комельков отмечает, что в настоящий момент база данных «Сократа» состоит из 1200 реплик и это количество будет только увеличиваться. Также планируется дать «Сократу» возможность отвечать небольшими видео-инструкциями.

26 января 2022 года состоялась первичная апробация прототипа чат-бота «Сократ-2020» в контрольной группе. Иностранным студентам было предложено самостоятельно пообщаться с чат-ботом, задать ему вопросы и дать обратную связь. По результатам апробации в программу будут внесены необходимые коррективы.  Итоговую развернутую презентацию прототипа адаптационного чат-бота «Сократ-2020» планируется провести во время международного научного культурно-образовательного форума «Евразия-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации».

«Мы живем в условиях мощнейшей культурной диффузии. Современные технологии сделали культурные границы абсолютно проницаемыми и открытыми, а пандемия «COVID-19» показала, насколько важно людям разных культур держаться вместе. В этой связи вопрос о корректной интеграции в культуру другого, адаптации к новой среде стоит особенно остро. Хотелось бы верить, что наш проект станет «первой ласточкой» среди множества актуальных адаптационных чат-ботов по всему миру и поможет создать единое комфортное международное образовательное пространство», – считает заведующая кафедрой философии ИМСГН ЮУрГУ Елена Гредновская.


Последние новости университета в твоем смартфоне!

Подписывайся на наш Telegram-канал “ЮУрГУ NEWS”

Софья Сулейманова, фото: Олег Игошин
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.