Ученые исследовали миграцию из Кыргызстана на Южный Урал

Историки Южно-Уральского государственного университета изучили особенности миграции из Кыргызстана на Южный Урал за последние три десятилетия. На основе собранных данных определены время и обстоятельства миграции кыргызов в регион, выявлены основные сферы их занятости, показано участие во внутрироссийских и трансграничных миграциях. Результаты исследования опубликованы в журнале Этнография (Q2).

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории миграционных исследований Андрей Авдашкин в рамках гранта РФФИ и Челябинской области провел исследование миграционных процессов из Кыргызстана на Южный Урал.

«В ходе реализации проекта мы ставили одной из задач увидеть ситуацию «изнутри», понять реальную жизнь этих людей, проследить их биографические траектории, выявить связи, которые образуют их жизнь «здесь» (в России) и «там» (на родине). На первоначальном этапе нам казалось, что это сюжет из разряда «краеведения», «особенностей реализации региональной национальной и миграционной политики». Однако применение методов на стыке истории, качественной социологии и антропологии раскрыло перед нами широкую картину перемещений наших информантов (от Бишкека на юге и до Екатеринбурга на севере, от Москвы или Ростова на западе и до Новосибирска на востоке), удалось увидеть специфику отношений с земляками, родственниками, оставшимся на родине. Иными словами, проследить «глобальное» в «локальном» и наоборот», - рассказывает Андрей Авдашкин.

Социальные связи кыргызов в нашем регионе (и скорее всего, в РФ в целом) устроены следующим образом: контакты, сложившиеся в отправляющем обществе, состоят главным образом из родственников и соседей контакты, связывающие мигрантов с кыргызами в целом и принимающим обществом. Эти два компонента существенно различаются с точки зрения хозяйственной активности, отношения к этничности, планов на будущее и других важных характеристик интеграции в принимающее общество. Более уверенное владение русским языком и активное восприятие культуры российского мегаполиса в разных сферах укрепляет отношения с принимающим обществом и, постепенно размывая локальные практики солидарности, переориентирует с возвращения на родину на укоренение в России.

Граждане Кыргызстана включились в процессы трудовой и международной миграции сравнительно поздно, в основном это происходило уже в начале и середине 2000-х гг. В Челябинской области по данным переписи 2010 г. проживало примерно 1,4 тыс. кыргызов. Социально-политическая ситуация в республике обострялась в 2005 и 2010 гг., что способствовало нарастанию межэтнических и межрегиональных конфликтов, влекло за собой отток населения, в том числе в Россию. Основное внимание нашего коллектива сосредоточилось на кыргызах, участвующих в стабильных миграционных потоках.

Эксперты и сами мигранты отмечают, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС ощутимо проще стал режим пребывания в России, открылись широкие возможности для трудоустройства кыргызстанцев в России и в Казахстане. Так складывается единый рынок труда на обширных территориях, упрощая мобильность и делая миграционные стратегии более гибкими. В итоге в 2016-2018 гг. существенно возросли объемы денежных переводов в Кыргызстан.

Пандемия COVID-19 нанесла болезненный удар по благосостоянию населения республики, нарушила стабильный режим циркуляции рабочей силы между российским рынком труда и Средней Азией. В Кыргызстане это происходит на фоне нового обострения политической ситуации и рекордной засухи. Необходимо внимательное отношение к перспективам миграции из этого государства. По состоянию на 2020 г. на территории России находилось порядка 700 тыс. кыргызстанцев. После улучшения эпидемиологической ситуации и открытия государственных границ вполне вероятно не только восстановление, но и рост трансграничных миграционных обменов. 

«Многие результаты, полученные в ходе реализации проекта, пока остались «за кадром». В ближайшее время мы планируем продолжить исследование миграции из Кыргызстана и поставить новые исследовательские вопросы: как пандемия COVID-19 и ситуация в России и Кыргызстане, вызванная ограничениями мобильности и экономическим спадом, повиляла на миграцию и мигрантов; как экологические факторы, например засуха, могут спровоцировать новые потоки мигрантов из Средней Азии, куда они будут направлены, в чем заключается влияние новых технологий коммуникации на образ жизни мигранстких сообществ (чаты в WhatsApp, Telegram и др.) и что вообще мы знаем о среднеазиатских цифровых диаспорах?» - заключает Андрей Авдашкин.

Южно-Уральский государственный университет – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).


Читайте нас:

Андрей Авдашкин, Елена Кирякова, фото: А.А. Авдашкин
Контактное лицо по новости: 
Отдел внешних коммуникаций, тел.: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.