Историки ИМСГН сочетают обучение и проектную работу

По сложившейся традиции в начале первого семестра студенты второго и третьего курса исторического бакалавриата посетили музей «Народы и технологии Урала», расположенный в главном корпусе университета (ауд. 09), чтобы увидеть новую выставку.

Первая часть экспозиции посвящалась первобытному искусству пещерной живописи Южного Урала, отображенной в виде авторских фотографий и 3D-копий. Возраст некоторых оригиналов, заснятых в высоком разрешении в пещерах Шульган-Таш и Игнатьевская, насчитывает 18 тысяч лет! Вторая часть выставки рассказывает о более близкой эпохе – истории горнозаводского Урала XVIII–XIX столетий, самой старой промышленной зоны России.

В новом академическом году заведующий музеем Юлия Васина предложила студентам-историкам и их преподавателям побыть не только посетителями, рассматривающими артефакты прошлого, но и самим принять участие в выполнении комплексного задания по наполнению сайта музея. Основным заданием проектной группы, составленной из бакалавров 2-3 курсов, обучающихся по специальности 46.03.01 «История», стала подготовка контента для оформления мультимедийной выставки «Урал индустриальный». Руководство внеаудиторной работой было возложено на преподавателей профильного курса «История Урала» – кандидатов исторических наук, доцентов кафедры Отечественной и зарубежной истории Николая Антипина (куратор группы СГ-206) и Павла Комлева (куратор СГ-306). 

Участникам предстояла совместная работа по расширению и уточнению информации об освоении края в XVI – нач. ХХ вв., поиск новых материалов о сооружении фортификаций, работе горных заводов, разведке недр, строительстве городов. При этом они должны были не только изучить литературу и источники с точки зрения исследователя, но и подготовить по итогам популярный текст, доступный пониманию неспециалистов, и подобрать иллюстрации. Эти данные предстояло включить в интерактивный список слобод, крепостей, и заводов Урала, где каждый пункт сопровожден QR-кодом, переносящим на страницу с детальной информацией и визуальными образами объектов. 

Преподаватели-кураторы взяли на себя организационную сторону проекта: формирование плана-графика, распределение обязанностей, выработка критериев отбора и анализа документов и технических требований к контенту. Каждому студенту было дано право самостоятельно выбрать по два исторических объекта: слободы и остроги, крепости и заводы. По мнению руководителей проекта, ребята подошли к делу серьезно и ответственно. 

Как признались сами студенты, на первых порах стимулом к работе служили дополнительные баллы – «бонусы» для увеличения итоговой оценки за курс. Однако, увлекшись эвристической составляющей проекта, студенты, как говорится, втянулись и под влиянием исследовательского драйва даже приняли на себя дополнительные обязательства.

Не обошлось и без трудностей. Основную сложность вызвал поиск документов по истории самых отдаленных населенных пунктов края. Однако благодаря участию в проекте Николая Антипина – заместителя директора Областного государственного архива Челябинской области – все источниковедческие препятствия были успешно преодолены.

Как заметил Павел Комлев, проектный формат позволяет активизировать работу студентов не только в учебном, но и в научно-исследовательском аспектах. Личное погружение в прошлое и самостоятельная работа над конкретными «кейсами» помогает изучить специфику аграрной, посадской и промышленной колонизации Урала XVII–XVIII вв. и глубже понять и прочувствовать историю нашего края. А соблюдение графика и формата заданий, обусловленных, в том числе, структурой медийной площадки, приучает к академической дисциплине. 

После редакторской обработки и обсуждения с кураторами начался процесс размещения материалов на сайте музея. Из группы СГ-206 Николай Александрович отметил Георгия Жидкова за подготовку текстов об Ирбитской слободе и Нагайбакской крепости, Ивана Губина (Орская крепость и Сакмара), Алену Устинову (Верхнеуфалейский завод и крепость Татищева), Ангелину Рагозину (Крутоярская крепость и Крутихинская слобода), Марию Лешукову (Каменский завод и Далматовский монастырь). Среди студентов СГ-306 Павел Андреевич выделил статьи Анастасии Пельменёвой, Дарьи Заиченко, Елены Бизовой и Егора Антипова, которые осуществили реконструкцию истории малоизвестных объектов региона (Катайский острог, Окунёвская слобода, Пречистенская крепость). 

Эти и многие другие материалы, подготовленные студентами бакалавриата по истории, станут не только ядром виртуальной экспозиции, но и будут включены в справочно-информационное сопровождение обновленного и значительно расширенного выставочного пространства музея «Народы и технологии Урала».

Надеемся, что этот успешный зачин проектной работы бакалавров-историков превратится в постоянное сотрудничество студентов-историков с музеем и послужит основой для дальнейшего практико-ориентированного обучения в рамках курсов по истории Урала и музееведению. 

Нелли Журавлева
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.