В Год науки и технологий июль объявлен месяцем связанности территорий и освоения пространства. Южный Урал исторически сохраняет роль транзитной зоны для мигрантов, располагаясь на стыке Азии и Европы. О ситуации с трудовой миграцией в регионе, отношениях местных жителей и мигрантов, а также о миграционных процессах в целом в рассказали старший научный сотрудник Лаборатории миграционных исследований ЮУРГУ Андрей Авдашкин и директор Научно-образовательного центра «Культурно-исторические исследования» Юлия Хмелевская.
Мониторинг миграционной ситуации в регионе
На протяжении тысячелетий история человечества всегда сопровождалась миграциями, однако в современном мире, с заметной активизацией политических процессов, растущей экономической конкуренцией и обострением эпидемиологической обстановки миграционные проблемы приобретают особую социальную остроту и нередко ведут к конфликтам и юридическим противоречиям, требующим государственного вмешательства.
Помимо всего прочего, миграция ассоциируется и с целым набором отрицательных стереотипов и фобий. Изучением этих процессов и сопровождающих их культурных практик занимается в ЮУрГУ Лаборатория миграционных исследований ИМГСН, которая в настоящее время реализует совместный с Кафедрой социологии проект «Азиатский вектор миграции в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски» при поддержке гранта РФФИ и Челябинской области.
«Анализ собранной в регионе информации и данных мониторинга значительно корректируют распространенные предубеждения. Так, основу миграции на Южный Урал составляют выходцы из государств Средней Азии - в первую очередь, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан с гораздо меньшим, по сравнению с другими регионами, присутствием кыргызстанцев и кавказцев. Вопреки представлению о преимущественно иноэтничном и иноязычном характере миграции, основную долю мигрантов в нашем регионе составляют русскоязычные жители северного Казахстана, в то время как представительство жителей Таджикистана и Узбекистана носит преимущественно временный или «маятниковый» характер. А согласно официальным данным, в целом общая численность трудовых мигрантов на разных этапах колебалась примерно от 16 до 32 тыс., не превышая долю в 3-5% на региональном рынке труда, что не дает оснований говорить о замещении или «выдавливании» местной рабочей силы», - рассказал Андрей Авдашкин.
Миграция – это не проблема, а ресурс
Что касается болезненной темы «мигрантской преступности», доля преступлений, совершенных иностранными гражданами на территории региона в 2019 и 2020 гг., не превышает 2-3% от зарегистрированных правонарушений.
Не подтверждаются и опасения по поводу вероятности формирования на территории области полузакрытых для «принимающей стороны» религиозно-этнических анклавов, способных превратиться в самостоятельных «агентов влияния» или криминальные гетто.
«Однако, несмотря на стабильную этноконфессиональную и миграционную ситуацию в регионе, для раннего предупреждения межэтнических конфликтов, с одной стороны, необходим постоянный мониторинг, а с другой – смена ракурса восприятия. Важно понимать, что миграция – это не проблема, а ресурс развития страны и региона. Для этого необходима масштабная просветительская работа с обеих сторон, ведь интеграция мигрантов – процесс обоюдонаправленный», - прокомментировала Юлия Хмелевская.
Исследования в лаборатории миграционных исследований проводятся по нескольким основным направлениям. Это и реконструкция практик регулирования миграционных потоков, методов и методик управления значительными движущимися людскими массами, и изучение технологии обеспечения безопасности и гуманных способов транспортировки с целью выработки правильных решений современных проблем. Большое значение имеет анализ и обобщение исторического опыта решения миграционных проблем в прошлом, изучение миграционных процессов на основе археологического и исторического материала. Проводимые исследования направлены на выявление универсальных закономерностей и уникальных явлений, диагностирование форм и стимулов миграций, их роли в формировании культурных стереотипов и социальных структур по результатам мультидисциплинарных исследований.
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) – это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ примет участие в конкурсе по программе «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).