Лидия Рычкова: «Студенты говорят, что занятия по моим дисциплинам запомнятся на долгие годы!»

Вот уже больше 20 лет детский врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Лидия Рычкова читает для студентов-психологов дисциплины, связанные с коррекцией детей, имеющих нарушения в развитии. Лидия Сергеевна говорит, что ее  учебные дисциплины  помогают будущим специалистам не только разобраться в особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но по-новому взглянуть на мир, расширив свои представления о людях с нарушениями психофизического развития, рядом с которыми мы живем.

 

– Лидия Сергеевна, ваши дисциплины особые: вы рассказываете студентам факультета психологии Южно-Уральского государственного университета о детях с нарушением психофизического развития. Как выстраиваете занятие, чтобы максимально вовлечь студентов в свой предмет?

– Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У меня богатый опыт консультирования: в течение 30 лет я являюсь профессором-консультантом Центра психического здоровья детей при Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице № 1. Я могу привести студентам множество примеров из практики. Но это всё не заменит живого непосредственного общения с пациентами. Еще по учебе в медицинском университете я помню, что мы всегда разбирали конкретные случаи при обходе больных. Практика – это необходимое условие в обучении врача, в том числе и психолога. Именно поэтому помимо лекций мы с ребятами, обучающимися по системе элитной подготовки студентов ЮУрГУ, регулярно организуем выезды в челябинские специальные коррекционные учреждения.

 

Система «Элитной подготовки студентов Южно-Уральского государственного университета» создана в рамках программы повышения конкурентоспособности «5–100».  В структуру элитной подготовки студенты попадают благодаря высоким баллам ЕГЭ либо по результатам высоких рейтинговых баллов по итогам сессий. Система элитного образования ЮУрГУ дает студентам дополнительные полезные знания более высокого уровня, по сравнению со стандартными образовательными программами.

 

– Какие это учреждения?

– У нас давние хорошие отношения с коррекционной школой №127 для детей с нарушением зрения. Здесь студенты видят, какую огромную комплексную медико-психолого-педагогическую работу проводят все специалисты школы. Вообще при любых нарушениях важно оптимальное развитие именно компенсаторных процессов у детей.  Одним из основоположников этого принципа является Александр Романович Лурия, который утверждал и доказывал, что деформация или потеря одной из функций организма может быть восстановлена за счет развития других функций. Слепой, глухонемой ребенок или дети с умственной отсталостью могут восполнить дефицит определенных функций за счет их компенсации другими – ведь организм человека единая система.

Часто дети с отставанием в развитии бывают хорошими спортсменами. В школе для слабовидящих и слепых детей педагоги стимулируют ребят к занятиям творчеством. Незрячие дети пишут сказки, стихи. Свои произведения они с удовольствием зачитывают нам, когда мы со студентами приходим в гости. Мои студенты после посещения этих занятий всегда в большом удивлении и восхищении.

Также мы традиционно посещаем интернат для глухих и слабослышащих детей, школы для детей с умственной отсталостью и даже центр временного содержания несовершеннолетних нарушителей, на своих дисциплинах я касаюсь и вопросов девиантного поведения у детей и подростков.

Еще одна форма работы со студентами – участие в моих консультациях с детьми и их родителями. Конечно, я беру разрешение у родителей, объясняя им, как важно обучение будущих специалистов на практике. Мы соблюдаем все морально-этические нормы, никуда дальше нашей аудитории информация не распространяется. Большой плюс, что в рамках элитного образования у нас формируются небольшие группы, а для таких встреч хороша камерность. Как правило, я устанавливаю контакт с пациентом, затем уже к работе подключаются студенты, задают уточняющие вопросы, включаются в работу. После таких практических занятий ребята всегда говорят мне, что запомнят это на всю жизнь!

Я вижу, что мои студенты после выездов в коррекционные учреждения и консультативных встреч переосмысливают что-то для себя, они начинают понимать, что такое человек с ментальными проблемами, что это люди могут быть успешно социализированы, что эти люди есть среди нас. Они начинают более внимательно относиться к тому, кто рядом, учатся принимать человека с ограниченными возможностями и главное – видеть в нем личность.

 

– Лидия Сергеевна, недавно у вас была опубликована монография на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностям здоровья в условиях инклюзивного и коррекционного образования». Тема инклюзии активно обсуждается в последнее время. Основываясь на вашем многолетнем опыте, как вы можете прокомментировать феномен инклюзии?

– Сегодня у ребенка с особенностями развития есть два варианта – отправиться в коррекционный класс, где работает педагог-дефектолог, или же учиться в обычном классе в сопровождении тьютора, дефектолога, логопеда, психолога –  это то, что называется инклюзивное образование. Одно время, когда активно стали внедрять систему инклюзии, говорили о том, что все интернаты надо закрыть, но специализированные учреждения также важны и нужны, как и инклюзивное образование. На первоначальном этапе ребенку надо создать защищенные социальные условия, а уже потом, когда он окрепнет, можно интегрировать его в социум. У нас есть много случаев, когда в начальную школу ребенок ходит в коррекционный класс, там удается достичь коррекции, и человек уже готов идти в обычную школу в старшие классы.

Теперь об инклюзии. Моя дипломница готовила работу на эту тему. Она исследовала порядка 60-70 детей одной из челябинских школ, где представлено как инклюзивное образование, так и коррекционные классы. Так вот результаты ее работы оказались подтверждающими правомерность идеи инклюзивного образования: более развитыми к моменту окончания 3-4 класса были дети, которые получали инклюзивное образование. Я думаю все дело в том, что им было на кого равняться, до кого тянуться. Так что даже наше небольшое исследование показывает, что в инклюзии есть смысл, мы будем продолжать изучать это явление. Конечно, при организации инклюзивного образования важно создать систему тьюторства, а это может себе позволить не каждая школа.

Эмоциональная поддержка чрезвычайна важна для людей с особенностями в развитии, хорошо, если ее оказывает не только тьютор, но и дети, учителя. Для этого необходимо открыто говорить о людях с подобными проблемами, есть даже такой хороший лозунг: «Смотри на меня как на равного». А для этого необходимо вначале познакомиться с этим явлением, пообщаться с такими людьми. Именно поэтому я очень люблю свои дисциплины, считаю их целесообразными и необходимыми для подготовки студентов - психологов как бакалавров, так и магистров. Они дают возможность студентам шире посмотреть на мир. Многие ребята после окончания вуза выбирают работу в коррекционных заведениях Челябинска.

Справка:

Лидия Сергеевна Рычкова – ветеран ЮУрГУ, преподает на факультете психологии дисциплины «Психология аномального развития», «Специальная психология», «Коррекция психического развития», «Психология девиантного поведения», «Основные направления современной психотерапии».  Детский психиатр, доктор медицинских наук, профессор. Окончила лечебный факультет Челябинского государственного медицинского института. Лидия Рычкова – профессор-консультант Центра психического здоровья детей при Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больнице №1. Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2009), действительный член Академии социального образования (1997), член-корр РАЕН (2011). Автор монографий, научных и учебно-методических работ. Основное направление научных работ – медико-психологические аспекты дезадаптационных расстройств у лиц с нарушениями психофизического развития.


Читайте нас:

Беседовала Екатерина Салахова
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.