Аспирант из Таджикистана разработал проект мини-ГЭС

Южно-Уральский государственный университет сотрудничает с университетами и образовательными организациями во всем мире, активно происходит обмен студентами, открываются новые программы обучения. В процессе работы над диссертацией был создан проект мини-ГЭС, которые можно использовать для небольших рек. Это очень актуальная тема для Республики Таджикистан, который имеет большие гидроэнергетические ресурсы.

В настоящее время в ЮУрГУ студенты из Таджикистана обучаются на всех формах обучения ― это бакалавриат, магистратура и аспирантура. В ноябре на кафедре «Теоретические основы электротехники» состоялись успешные защиты кандидатских диссертаций аспирантов из Таджикистана.

Дилшод Аминов, аспирант кафедры, посвятил свою диссертацию основам разработки водопогружных гидрогенераторов, используемых в качестве возобновляемых источников электроэнергии малых и средних рек. Мы попросили его рассказать о проделанной работе.

─ Насколько актуальна тема вашего исследования?

─ Диссертационная работа была посвящена проблеме использования гидроресурсов малых и средних рек. По оценкам экспертов этот ресурс в несколько раз превосходит энергетику крупных рек, но практически он не используется. Строительство крупных гидроэлектростанций в России и в мире завершается, так как эти ресурсы заканчиваются. Начинается эпоха освоения малых рек. Требования экологии во многом осложняют разработку малых гидроэлектростанций. Известно, что современные гидроэлектростанции, особенно плотинного типа, существенным образом меняют окружающий ландшафт и экологическую обстановку. В нашей работе мы постарались решить эти проблемы. Наша мини-ГЭС полностью погружена в воду, ее не видно. Она использует естественный водоток реки. Такое решение позволило сохранить природу и не нарушить внешний вид окружающего ландшафта, что очень важно. Но сделать надежную электрическую машину, работающую на глубине, очень непросто. Нам пришлось наполнить внутреннюю полость генератора специальным маслом, применить компенсаторы давления и другие технические решения. Все эти инновации вошли в построение нашей проектной системы.

─ Что принципиально нового было сделано?

─ В своей научной работе мы применили нетрадиционное решение. Все малые реки очень разнообразны по своим параметрам. Они отличаются рельефом, размерами, скоростью течения. Мы отказались от проектирования серийного ряда мини-ГЭС, так как в этом случае серийные генераторы будут работать не в оптимальных режимах из-за особенностей каждой реки. Была принята концепция проектировать индивидуальные мини-ГЭС для каждой реки и каждого конкретного места установки. Современные гибкие производства позволяют реализовать эту концепцию. Но при этом необходимо было создать проектную систему по разработке таких гидрогенераторов. Этой проблеме и была посвящена диссертационная работа.

─ Насколько эффективно осуществлялось руководство работой?

─ Работа выполнялась на кафедре «Теоретические основы электротехники». Она была достаточно объемной. В проекте принимал участие профессорско-преподавательский состав кафедры. Руководил работами заведующий кафедрой, доктор технических наук Ганджа Сергей Анатольевич. Он же был моим научным руководителем. Конечно, на кафедре были научные заделы по этой сложной теме. Они касались вопросов оптимизации электрических машин, вопросов электромагнитного и теплового анализа электромеханических устройств. Но саму проектную систему надо было создавать заново. Четкая организация научной работы, правильно определенная концепция, привлечение для достижения цели новейших инженерных технологий – эти все заслуги следует отдать моему руководителю. Мне самому приходилось решать много творческих задач по созданию этой проектной системы, но мои действия контролировали опытные преподаватели и мой научный руководитель. В этой части хочу выразить им благодарность.

─ Какие трудности пришлось преодолеть, работая над диссертацией? 

─ Выполнить такой большой объем работ было достаточно сложно, но очень интересно. Нам пришлось освоить CAE системы (программные продукты, позволяющие оценить, как поведёт себя компьютерная модель изделия в реальных условиях эксплуатации – прим.), основу которых составляет метод конечных элементов. Это программы по электромагнитному анализу, тепловому анализу, трехмерное твердотельное моделирование. Мне удалось изготовить свой гидрогенератор и проверить на макете все технические решения, но это была пластмассовая масштабная модель, изготовленная по технологии 3D принтера.

─ Опыт работы, полученный в ЮУрГУ, является значимым для вас?

─ Конечно. В свой Институт энергетики Таджикистана я вернусь с большим опытом проведения сложных научных работ, обладая компетенциями по работе с современными программными средствами. Это очень серьезная подготовка. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить руководство университета и лично ректора Александра Шестакова за то, что были созданы все условия для проведения этой сложной научной работы, в частности, я имел возможность работать на суперкомпьтере университета и использовать дорогие лицензионные программы.

Южно-Уральский государственный университет развивает сотрудничество с университетами Таджикистана, двусторонний обмен студентами и профессорско-преподавательским составом. Научное сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес, повышение научной квалификации магистрантов, докторантов и профессорско-преподавательского состава, обмен опытом развития передовых методов обучения, обмен публикациями и материалами по ведущимся исследованиям, организация совместных симпозиумов, семинаров и конференций, совместная реализация проектов и программ являются приоритетными направлениями совместной работы.

СМИ о нас:


Читайте нас:

Елена Кирякова, фото: Дилшод Аминов, Данил Рахимов
Контактное лицо по новости: 
Елена Кирякова; тел.: 272-31-64
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.