В середине осени в рамках установочной сессии челябинского научного общества учащихся «Я намечаю путь к открытию» талантливые школьники города обсудили современные тренды науки и возможности реализации своих проектов на базе ведущих вузов Челябинска. Финальным штрихом мероприятия стало подведение итогов работы Летней исследовательской школы «Курчатовец – каникулы НОУ».
Всего в летней школе приняли участие 5 вузов Челябинска: ЮУрГУ, ЮУГМУ, ФГАОУ, ЧелГУ, ЮУрГГПУ и РАНХиГС, которые вели работу десяти научных онлайн-лабораторий. 84 юных исследователя на протяжении нескольких месяцев работали над своими проектами. Онлайн занятия, консультации были направлены на то, чтобы не только развлечь школьников, но и научить чему-то новому, увлечь их исследованиями серьезного уровня.
Завершение летней школы сопровождалось конкурсом выполненных работ. На итоговом мероприятии было представлено 14 индивидуальных и групповых проектов. Победителями стали работы лаборатории «Коллективная память о второй мировой войне», «Хирург 21 века» и сразу три проекта лаборатории «Компьютерное 3D моделирование и прототипирование».
Лаборатория «Компьютерное 3D моделирование и прототипирование» вела деятельность при поддержке Политехнического института университета. Курировал работу и вёл занятия преподаватель кафедры «Процессы и машины обработки металлов давлением» Олег Сиверин, для которого эта работа не первый успешный проект по знакомству лучших школьников Челябинска с возможностями Политехнического института. Это и Инженерная школа, в рамках которой школьники сконструировали и напечатали на 3D-принтере прокатную клеть, и участие студентов на международных конференциях и олимпиадах с проектами, связанными с компьютерным моделированием.
«В этом году лучшими признаны сразу три разноплановых проекта от нашей лаборатории. Дмитрий Коваленко предложил идею способа перемещения скоростных поездов при помощи магнитного поля и задался вопросом «А будет ли работать данный принцип в жизни?». Для опробования своей идеи Дмитрий разработал прототип установки с использованием электродвигателя от домашнего конструктора, продумал особенности её изготовления методами аддитивных технологий, связал установку с двигателем элементами механических передач, которые сам и спроектировал. Для Марка Высочина его проект стал не первым. Школьник серьёзно занимается проблемами в регионе и предложил оснастить дворовые контейнерные площадки машиной «умной» сортировки и брикетирования пластика с перспективой оснащения последней искусственным интеллектом. А Лев Турковский задался целью создать вариант самоходной шагающей установки на основе механизма Чебышева. Пока получился только прототип на платформе его домашней радиомодели, но в перспективе Лев видит использование подобных машин для работы в экстремальных условиях без участия человека», − рассказал Олег Сиверин.
Стоит отметить, что большинство участников той инженерной школы поступили в ЮУрГУ. Например, Егор Алексеев теперь студент первого курса кафедры и высокие баллы ЕГЭ позволили ему легко поступить на профиль «Инжиниринг технологического оборудования», где он продолжает получать знания по конструированию, но уже промышленного оборудования.
Все эти прототипы сделаны школьниками, которые пока не знают сопромата, а в багаже у них лишь начало школьного курса физики. Но возможно, именно их желание двигаться дальше, помноженное на знания и научные школы университета, даст импульс для появления новых Да Винчи или Теслы.
«Результаты процесса моделирования ограничены лишь опытом конкретного исполнителя и его креативными способностями, а их эффективное раскрытие даст на начальной стадии выявить у школьника склонность к инженерному профилю деятельности и сориентировать его на технический вектор развития в дальнейшем», − дополнил Олег Олегович.
Идеи Олега Сиверина находят всестороннюю поддержку заведующего кафедрой «Процессы и машины обработки металлов давлением» Людмилы Радионовой.
«Профориентационная работа со школьниками − это то, что требует внимания всех кафедр университета. Кафедра «Процессы и машины обработки металлов давлением» уже много лет является активным участником мероприятий, организуемых заместителем проректора по учебной работе Юлией Болотиной в рамках профориентационной работы со школьниками Челябинской области. Это и олимпиада «Звезда», и Инженерная школа, и мероприятия по знакомству абитуриентов ЮУрГУ с лабораториями университета. Большую часть этой работы взял на себя Олег Олегович. Результаты его работы со школьниками в рамках Летней школы подтверждают, что при высоком профессионализме и увлеченности любимым делом даже переход на вынужденное онлайн-общение не мешает в достижении высоких результатов», − рассказала Людмила Владимировна.
Кафедра «Процессы и машины обработки металлов давлением» Политехнического института Южно-Уральского государственного университета поздравляет ребят и Олега Олеговича с успешным прохождением летней школы.