Как продуктивно учиться и работать в онлайн: какие трудности вызывает дистанционное общение

Дистанционные работа, учеба и общение — все еще реалии современной жизни. Пока ограничительные меры продолжают действовать, студенты и преподаватели взаимодействуют только через интернет. К каким трудностям это может привести и почему некоторые студенты и преподаватели проще свыклись с новой формой общения — рассказала заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат психологических наук Светлана Морозова.

Чем отличается реальное общение и общение в Сети?

«При общении в интернете образ человека создается даже до знакомства с ним, все благодаря возможности выложить в общий доступ любую информацию. В реальности такой возможности зачастую нет. Зато можно обонять, тактильно ощущать другого человека — похлопать по плечу, пожать руку. Так что полностью заменить реальное общение виртуальным не получится».

Может ли при долгом общении в Сети измениться отношение к коммуникации в реальности?

«Особенности интернет-общения в том, что пользователь может легко осуществлять множество контактов с различными людьми, часто незнакомыми ему ранее, сменить множество вариантов общения. Реальный мир такую возможность не предоставляет. Исследования, которые доказывают, что при длительном виртуальном общении могут возникать измененные состояния сознания — мистические переживания, беспокойство, тревога. Если общаться в вымышленных альтернативных мирах, то возникает чувство и ощущение сказочной фантастической легкости перемещений, управление предметным миром. Как отмечают отечественные и зарубежные исследователи, постоянное общение в сети Интернет может приводить к формированию у пользователей дезатаптивной стратегии «ухода от реальности», стремление проводить все больше времени в виртуальном мире, в котором зачастую отсутствуют реальные проблемы и трудности».

Есть ли положительное влияние виртуального общения?

«Виртуальное общение может приводить  к негативному воздействию на личность, когда у человека проявляется навязчивое, компульсивное желание быть в интернете, даже если в этом нет необходимости. При этом такое общение является благоприятной средой для проявления свойств и потенциалов личности, которые могут быть недоступны в реальном общении».

Фото: Светлана Морозова, канд.психол.наук, заведующий кафедрой «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование»

И все же, как человеку проще общаться психологически — лично или через любые средства связи, как телефон или компьютер?

«В этом вопросе все упирается в конкретную личность. Если человек активен в социальных сетях и не видит проблем в таком общении, то ему будет комфортно вести коммуникацию дистанционно. В противном случае реальное общение будет восприниматься как более эффективное.

В последнее время на кафедре «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» студенты защитили несколько дипломных работ, посвященных изучению личности в социальных сетях. Можно выделить исследование «Ценностно-потребностная сфера молодежи с разной степенью интернет-активности».

К каким результатам пришли исследователи?

«Согласно полученным данным, молодежь с высокой интернет-активностью ценит хороших и верных друзей, любит деньги и предпочитает покупать хорошие вещи. Ценностью для нее являются друзья, стремится эта категория к красоте, а добиваться всего предпочитает честным путем. Людям этой категории важно обеспечить себе стабильность и безопасность, найти интересную работу. Информацию такая молодежь предпочитает искать в интернете, знакомясь с отзывами.

В то же время молодежь с низкой интернет-активностью нуждается в межличностном взаимодействии, стремясь найти в первую очередь хороших собеседников. Они достигают своих целей с помощью терпения и самоконтроля. Представители этой категории выбирают работу, для которой необходимы действия в реальной жизни. Главная их ценность — самореализация и здоровье. Такая молодежь стремится не к личному комфорту, а к счастью социального окружения, потому что лишь в таком случае им самим будет комфортно».

Как психологи относятся к усиливающемуся переходу в сторону интернет-общения?

«Являясь специфической сферой для самопрезентации и самоутверждения личности, интернет можно рассматривать как пространство для самоактуализации личности. Интернет-среда — это источник удовлетворения таких потребностей, как  социальная идентичность, стремление к публичности, самопрезентация, доверие к партнерам по общению, избегание одиночества и общение. Чтобы удовлетворенные потребности способствовали развитию личности, а не аддиктивному поведению (то поведение, которое выражается в стремлении уйти из реальности посредством изменения своего психического состояния), человек должен рационально пользоваться виртуальными возможностями. Виртуальный мир должен дополнять, а не компенсировать реальную жизнь.

Поэтому задачей психологов является снижение стремления к публичности и самопрезентации за счет сохранения и развития социальной идентичности с реальным окружением. Если интернет сможет внушить доверие пользователю, то он станет для личности полезным инструментом, способствующему личностному развитию, а не аддиктивным способом ухода от реальности».

Дарья Цымбалюк, фото: pexels.com, архив С.В. Морозовой
Контактное лицо по новости: 
Дарья Цымбалюк, тел: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.