Преподаватель журналистики объяснил, как отличить фейковые новости от настоящих

Новости о распространении коронавируса и борьбе с ним захватили все информационное пространство. Однако не каждая публикация достойна внимания, уверены специалисты Южно-Уральского государственного университета. Нередко за правдивую информацию о коронавирусе пытаются выдать фейковую. Как вычислить недостоверную новость и где узнать проверенные данные, рассказала кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью» ЮУрГУ Анна Красавина.

Анна Викторовна, сегодня даже издания, чей формат далек от новостной повестки, стараются размещать новости, связанные с коронавирусом. Почему так происходит?

 К сожалению, на сегодняшний день упоминание коронавирусной инфекции в тексте — беспроигрышный способ привлечь внимание аудитории и заставить ее «кликнуть». Реагируя на эту тему, читатели заходят на ресурс или переходят по ссылке на конкретную новость. Сейчас аудитория «клюет» на все, что связано с коронавирусом.

Пользуются ли читательской заинтересованностью СМИ и другие источники информации, которые не против публикации фейковых новостей?

 На мой взгляд, формулировка «не против» не совсем корректная. Ведь есть много причин, по которым СМИ могут разместить неверную информацию — именно неверную, а не фейковую. Когда мы говорим о фейках, подразумеваем, что СМИ намеренно вводит аудиторию в заблуждение. Но может просто произойти ошибка, например, издание воспользуется непроверенными данными, которые поспешит опубликовать, стремясь опередить конкурентов. Повторю, сейчас любая информация, связанная с коронавирусом, пользуется «популярностью», и люди в меньшей степени смотрят на «источник» этой информации.

Как читателю отличить правдивую  новость от фейковой?

— На мой взгляд, пока публика недостаточно хорошо разбирается в том, какие новости являются фейковыми, и не отслеживает, какое СМИ «было замечено» в публикации фейковых новостей. Поэтому за информацией нужно обращаться в авторитетные издания, пользоваться официальными источниками, использовать критическое мышление, то есть «включать голову». Это необходимо, так как зачастую фейковая информация апеллирует именно к нашим эмоциям, обращается к нашим страхам — за свою жизнь, за безопасность свою и близких.

Расскажите подробнее, на что читателю важно обращать внимание в тексте?

СМИ могут использовать «сенсационность» в заголовках (почти как «кликбейт»), чтобы привлечь внимание аудитории. Поэтому стоит искать подтверждение любой информации в нескольких авторитетных СМИ. Также читателю поможет внимательное прочтение текста — там можно найти даже опровержение информации, данной в заголовке. Если в тексте есть ссылка на «собственные источники», которые не раскрываются, я бы не рекомендовала доверять такой информации. Правило журналистики — это открытость информации, способов и методов ее получения, а также ее доступность для проверки. Кроме того, не стоит верить информации из социальных сетей, даже если она подкреплена «фото- и видеодоказательствами»: именно социальные сети — драйверы распространения фейков.

Свой вклад в борьбу с фейковыми новостями сделали специалисты кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью». Ими на русский язык было переведено и подготовлено к изданию в издательском центре ЮУрГУ уникальное пособие «Журналистика, фейковые новости и дезинформация» (“Journalism, Fake News & Disinformation”) из серии ЮНЕСКО по журналистскому образованию. Сейчас оно доступно на семи языках мира, и ЮНЕСКО просит академическое сообщество перевести пособие на другие.

Посоветуйте ресурсы, где сегодня можно найти достоверные новости, посвященные коронавирусу?

Создан специальный ресурс — онлайн-карта распространения коронавируса в России и в мире (coronavirus-monitor.ru). Там размещается проверенная официальная информация, проверенные новости, статистика. Я думаю, лучше всего ориентироваться на этот ресурс.

Предусмотрено ли наказание за распространение фейковых новостей?

 С 29 марта 2019 года физические и юридические лица, причастные к распространению недостоверной информации в СМИ или в интернете, могут быть привлечены к ответственности и получить штраф. Наказание варьируется в зависимости от последствий.

ЮУрГУ — участник Проекта "5-100", призванного повысить конкурентоспособность российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Дарья Цымбалюк, фото из архива Красавиной А.В., pixabay.com
Контактное лицо по новости: 
Дарья Цымбалюк, тел.: 272-30-11
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.