Ученый ЮУрГУ изучает инструменты «мягкой силы» в борьбе стран за Арктику

Политолог Южно-Уральского государственного университета Максим Гутенев изучает влияние научной дипломатии как инструмента внешнеполитического воздействия на процессы, происходящие в Арктике. Проект удостоился гранта РНФ в рамках конкурса «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными». По данной тематике ученым опубликована статья в журнале World economy and international relations, индексируемом в Web of Science, Scopus.

Сегодня Арктика является ключевым регионом, свое присутствие в котором отстаивают ряд ведущих мировых держав, включая Канаду, США некоторые страны Северной Европы и юго-восточной Азии, а также Россию. Регион интересен, прежде всего, изобилием своих природных ресурсов: нефти, природного газа, уникальными месторождениями редких руд, металлов, золота, алмазов и проч. Не менее важным являются претензии отдельных стран на интернационализацию российского Северного морского пути, а также расширение своих границ по арктическому континентальному шельфу. Все это - свидетельства отсутствия Международного договора, определяющего правовой статус Арктики. В тоже время регион уже около 30 лет считается территорией "диалога", "мира", "дружбы". В связи с этим именно здесь иностранными государствами особенно интенсивно применяются альтернативные технологии «мягкой силы». Например, научная дипломатия.

«События XX в. убедительно доказывают, что наука играет значимую роль в отстаивании интересов того или иного государства, а также может способствовать укреплению мира между государствами во время напряженности, когда другие политических механизмы не работают - отмечает доцент кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Южно-Уральского государственного университета Максим Гутенев. – Вспомним проект «Союз-Аполлон» или «рукопожатие в космосе» — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон» в 1975 году. Когда отношения между государствами зашли в тупик на фоне Карибского кризиса, Пражской весны, на фоне утраты влияния Советского союза в арабском мире научный проект позволил найти точки соприкосновения двух сверхдержав и сгладить существующую международную напряжённость. Это результат научной дипломатии».

В борьбе за влияние на "арктической шахматной доске" задействован весь спектр политических, финансово-экономических и новых информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб, использующих передовые технологии и инструменты научной дипломатии. Ее методы давно признаны в США, Великобритании и Франции.

Однако, в нашей стране наука как инструмент мягкой силы не используется достаточно эффективно, считает молодой ученый. В своем исследовании, в отличие от коллег, изучающих аналогичную проблематику, он делает акцент на том, что научная дипломатия является существенным рычагом влияния на другие государства, эффекты воздействия которой до конца не изучены.

«Повсеместно говорится о том, что научная дипломатия имеет лишь позитивный эффект и несет благо, однако есть предпосылки полагать, что это не всегда соответствует действительности. В своем выступлении в 2008 году экс-госсекретарь США Хилари Клинтон упомянула о применении научной дипломатии как эффективного рычага воздействия США на другие страны. Изучение того, как это происходит и какими могут быть эффекты применения «мягкой силы» посвящен мой дальнейший проект».

Исследование научной составляющей в стратегиях иностранных государств в Арктике позволит сформулировать рекомендации для противодействия попыткам иностранных государств оказывать внешнеполитическое воздействие на Российскую Федерацию посредством инструментов научной дипломатии. Выявление наиболее эффективных моделей и инструментов научной дипломатии будет способствовать укреплению национальной безопасности, заявленному в качестве приоритетного направления науки в РФ, уверен Максим Гутенев.

В 2019 году Российский научный фонд поддержал проекты 7 ученых ЮУрГУ на общую сумму 30 млн рублей в рамках конкурсов «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых».

Оксана Кувакина, фото: архив М.Гутенев
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.