Как стать успешным спортивным журналистом: 7 ключевых принципов по версии выпускника ЮУрГУ

2 июля во всем мире отмечается Международный день спортивного журналиста. Этот праздник имеет важное значение для факультета журналистики Института социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета, ведь здесь ведется подготовка универсальных медиаспециалистов, которые достигают успеха во многих сферах, в том числе и в освещении спортивных событий. Одним из таких профессионалов стал выпускник журфака ЮУрГУ 2007 года, руководитель службы по связям с общественностью и информации ХК «Трактор» Евгений Михайлов.

Евгений рассказал, что его с хоккеем связывает долгая история – когда-то он сам был учеником хоккейной школы «Трактор», поступил в спортивный вуз, но травма, которая не позволила ему играть дальше, изменила жизненные планы. Именно тогда он выбрал журфак ЮУрГУ, который позволил ему остаться в любимом спорте, но в качестве журналиста.

«Я встал на коньки в два или три года, многое с ним связано. Почему выбрал журфак? Однажды, декан факультета журналистики Людмила Петровна Шестеркина сказала мне фразу, которую я помню до сих пор: «Можно остаться в хоккее, но не играть в него, а быть по другую сторону экрана». Тогда я поступил в ЮУрГУ. Поначалу было непросто, поражал огромный объем литературы – книги по 500, по 1000 страниц, а я привык читать медленно, но вдумчиво, – вспоминает выпускник ЮУрГУ. – Смотрел на одногруппниц и старался тянуться за ними. Поражало, как быстро они читали весь этот материал, а объём был просто огромный! Конечно, они мне помогали, понимая, что я пришел из спорта, и у меня не было должной подготовки по предметам. Где-то лекции давали переписывать, так как я не успевал быстро записывать материал. Вообще, у нас была дружная и веселая группа».

После окончания университета Евгений Михайлов устроился на работу в пресс-службу хоккейного клуба «Трактор», но проработал там недолго. После этого два года отработал в строительной компании, затем – еще три в страховой. Но после ему поступило судьбоносное предложение заняться освещением матчей главного хоккейного клуба региона на челябинском областном канале ОТВ. На данный момент выпускник ЮУрГУ работает с ХК «Трактор» больше семи лет.

«Игра на медиаплощадке не менее важна, как и игра команды. Спортсмены должны понимать, что их появление в медиа напрямую влияет на их популярность. – объясняет Евгений Михайлов. – По тому, как человек разговаривает в сюжете, болельщики делают вывод, насколько он интересная личность, и стоит ли, условно говоря, подписаться на него в Instagram, купить бейсболку с его фамилией и так далее. Это тоже оказывает влияние на их имидж, в какой-то степени – и на будущий контракт. Потому что когда решают, с кем продолжить работать, смотрят не только на статистику, травмы, возраст, но и на народную любовь».

Евгений Михайлов выделил 7 важных принципов, которые могут быть полезными не только спортивным журналистам, но и всем медиаспециалистам:

  1. Главное в любой работе – любить то, что делаешь, и понимать, к какому результату стремишься. Для этого необходимо четко определить цели, задачи сюжета и его аудиторию. Евгений считает важным показывать хоккеистов с лучшей стороны, проживать вместе с ними все, что происходит на льду. Итогом работы должны быть эмоции телезрителей – радость победы или сопереживание поражению команды.
  2. Понимать специфику спорта. Профессионал в спортивной журналистике обычно фокусируется на конкретном виде спорта. Журналист, освещающий большое количество разных спортивных событий, может не знать терминологию того или иного вида спорта, какие-то нюансы, важные мелочи, и допускать серьезные ошибки в текстах, вызывая тем самым негодование у спортсменов и болельщиков.
  3. Собрать вокруг себя профессиональную команду. В работе на телевидении значимость команды нельзя переоценить. Один журналист, даже хорошо снимающий селфи-репортажи, с трудом сможет передать все происходящее на льду. Для качественного сюжета нужен корреспондент, оператор, умеющий снимать спортивные события, монтажер.
  4. Уметь спорить и отстаивать свое мнение. Команда «Трактор-ТВ», по словам продюсера, всегда обсуждает, спорит между собой, как правильно подавать тот или иной материал, и в этом общении рождаются хорошие сюжеты.
  5. Работать со спортсменами, понимать их психологию. При освещении спортивного события очень важны комментарии спортсменов и тренеров. Евгений рассказал, что с теми из них, кто не готов к общению перед камерой, он в шуточной форме заключает «пакт о ненападении». Но если хоккеист становится героем периода, – например, забивает несколько шайб – то он должен дать комментарий. При этом необходимо хорошо знать характер каждого человека и понимать, в какой момент он может быть настроен на общение.
  6. Уметь быстро ориентироваться и быть смелее. Работа в спортивной среде крайне динамична, и это требует от журналиста активности. В какие-то моменты, говорит Евгений, необходимо действовать быстро и настойчиво, к примеру, когда нужно взять комментарий или снять эффектный момент.
  7. И последнее – работая в таких тесных коллективах, как хоккейный клуб, нужно быть для спортсменов «своим». Евгений рассказал, что для хоккеистов важно его спортивное прошлое и готовность помочь в трудной ситуации, и это положительно сказывается на рабочем процессе.

 

Справочно:

Факультет журналистики ЮУрГУ – структурное подразделение университета, которое занимается подготовкой журналистов, PR-специалистов и филологов. Студенты журфака ЮУрГУ осваивают компетенции, необходимые для успешной практической деятельности, на уникальной медиаплощадке вуза, которая включает в себя цифровое телевидение и радиовещание, мультимедийный ньюсрум, лабораторию виртуальной реальности и другие медиа мирового уровня.

Азалия Шарафутдинова, фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.