Российские ученые нашли способ прогнозировать результаты в лыжном спорте

Ученые Южно-Уральского государственного университета разработали методику прогнозирования результатов лыжников-гонщиков, которая позволит диагностировать на подготовительном этапе уровень готовности спортсмена и рационально управлять его тренировочным процессом. В методике объединены показатели биохимического анализа крови спортсменов и их результаты соревнований за предшествующий сезон.

От количества кислорода в организме зависит победа спортсмена

Новый способ корректирования и прогнозирования результатов спортсменов учитывает не только ранние достижения спортсменов, но и особенности работы каждой из систем организма человека: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной и др. Все показатели работы организма интегрируются с результатами его спортивной деятельности. В конечном итоге ученые получают максимально достоверную информацию о потенциале конкретного спортсмена в текущий момент. Результаты исследования опубликованы в журнале «Теория и практика физической культуры», индексируемом базами данных Scopus и Web of Science.

«Обязательным условием для высокой производительности в лыжных гонках как для дистанционщика, так и для спринтера является способность организма спортсмена производить энергию в аэробном режиме. Основным источником энергообеспечения сердечной мышцы являются липиды (жирные кислоты). И если тренировочный процесс выстроен нерационально, с завышением частоты сердечных сокращений, происходит переключение метаболизма с окисления жирных кислот на окисление глюкозы. Вследствие чего при длительном воздействии режима таких тренировок в крови возникает избыток жирных кислот, который приводит к уменьшению просвета сосудов, создает факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Понимая ход биохимических процессов, мы можем дать тренеру определенные рекомендации и сказать, в каком состоянии находится спортсмен», — рассказывает кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивного совершенствования ЮУрГУ Анастасия Бахарева.

Создана программа, прогнозирующая успех спортсмена

Липиды — это важнейший источник энергетического запаса организма. Жиры содержатся во всех клеточных структурах, они выполняют функцию естественного барьера, ограничивают свойство проницаемости клеток, входят в состав гормонов. При этом регуляция липидного обмена находится в зависимости от углеводного, а мощность мышечной работы при окислении жиров по сравнению с углеводами меньше примерно на 15%. Однако окисление свободных жирных кислот, доставляемых кровотоком в мышцы, повышает выносливость спортсмена. Другими словами, энергии, полученной при окислении жиров, хватает на более долгий период.

«По динамике липидного обмена в периодах подготовки можно определить эффективность построения тренировочного процесса и адаптации организма к физическим нагрузкам. При повышенном окислении липидов в сосудах мышечной ткани к периоду старта можно говорить о росте физической подготовленности спортсмена. Мы используем показатели липидного обмена, которые позволяют определить уровень подготовки спортсмена, сделать прогноз его результативности. Эти показатели — одни из наиболее достоверных в организме человека», — отмечает Анастасия Бахарева.

Получив показатели липидного обмена спортсмена, ученые помогают тренерам скорректировать тренировки спортсменов и дать оценку деятельности сердечно-сосудистой системы. Исследование подразумевает анализ данных о соотношении белков, жиров и углеводов в энергетическом обмене человека, а также анализ работы всех систем организма в совокупности. Кроме того, учитываются спортивные результаты последнего сезона.

По результатам исследования создана математическая модель, которая позволяет определить уровень готовности и потенциал любого спортсмена. Сохраняя данные уже прошедших тестирование спортсменов, по математическим формулам она автоматически рассчитывает индекс результативности (интегральный рейтинговый показатель). Программа идентифицирует спортсменов по 4 кластерам спортивной успешности. Важным обстоятельством исследования является то, что разработанные классификационные функции могут осуществлять прогноз успешности по любым физиологическим параметрам, которыми располагает исследователь.

Виктория Матвейчук, фото автора