Новый этап создания цифрового музея: филологи в гостях у Николая Годины

В сентябре 2018 года в ЮУрГУ в рамках проектного обучения стартовал проект «Виртуальный музей писателей Южного Урала». В рамках проекта успешно проведены съемки для виртуальной квартиры-музея поэта Яниса Грантса. В декабре 2018 года магистранты побывали в гостях у представителя старшего поколения уральских поэтов – Николая Ивановича Годины. О развитии поэтической жизни в Челябинске последних десятилетий,  выборе второй кандидатуры для виртуального музея-квартиры, специфике создания музея, роли студентов в проекте и многом другом мы побеседовали с соруководителем проекта – преподавателем кафедры русского языка и литературы Евгением Смышляевым, который в мае успешно защитил кандидатскую диссертацию о современной челябинской поэзии.

– Вы являетесь соруководителем проекта вместе с Татьяной Федоровной Семьян. Как распределены роли в проекте? 

– С доктором филологических наук, профессором кафедры русского языка и литературы  Татьяной Семьян мы давно работаем вместе: под её руководством я писал магистерскую диссертацию, посвященную современной челябинской поэзии, затем мы продолжили работу над темой во время обучения в аспирантуре и защитили диссертацию. Поэтому наша работа над Виртуальным музеем писателей Южного Урала, по сути, является продолжением нашего давнего плодотворного сотрудничества в новом формате.

И здесь мы, конечно, тоже выступаем как союзники: Татьяна Федоровна – координатор всех идей и воплощения проекта, отвечает за сроки плана и качество работы. Но, конечно, мы все, все участники проекта – и преподаватели, и студенты – создаем наш музей. Вместе со студентами создаем визуальный и текстовый контент, собираем фотоматериал, архивные фотографии. Я отвечаю за связь с дизайнером, за разработку проекта сайта, за взаимодействие с программистами.

– В Челябинске сегодня бурно развивается поэтическая жизнь. Проходят мероприятия разного уровня и формата. Какие из них вы бы назвали знаковыми, определяющими для города? Какое влияние мероприятия оказывают на развитие проекта?

– Действительно, в последние десятилетия поэтическая жизнь в Челябинске развивается очень бурно. Во-первых, это связано с возвращением в Челябинск в конце 1990-х Виталия Олеговича Кальпиди. Во-вторых, это связано с переездом в Челябинск Натальи Санниковой, благодаря которой у нас в городе появился фестиваль «Инверсия», объединяющий поэтов, филологов, танцоров, культурных деятелей со всей России и не только. Это и поэтические мероприятия «Стихи о…», «Каменоломня». Поэты – персоналии виртуального музея – активные фигуры поэтической жизни Челябинска, поэтому взаимосвязь с проектом очевидна...

– Почему в качестве второго героя Виртуального музея писателей Южного Урала был выбран именно Николай Година? Какие аргументы были выдвинуты в пользу его кандидатуры?

– Николая Годину мы взяли в качестве второго героя, потому что это, несомненно, знаковая персона для Челябинска, один из ведущих представителей старшего поколения поэтов нашего города. В этом году он отметил свой 83 день рождения. В городе Миассе, где поэт долго жил и работал, есть литературный музей, в основу экспозиции которого  легли коллекция книг и вещей Николая Годины. Но, как мы понимаем,  из-за удаленности там не может быть активной посещаемости. Поэтому необходимо знакомить широкий круг читателей с современной поэзией именно в виртуальном формате, который предлагаем мы, чтобы каждый мог «войти» в виртуальный музей,  посмотреть фото поэта, узнать о его творчестве, понять образы и художественный смысл его произведений.

– Какие мероприятия уже проведены в рамках создания музея Николая Годины?

– В начале декабря магистранты сходили в гости к Николаю Ивановичу, провели фотосъемку его квартиры, взяли у него интервью, в котором он подробно рассказал о своей жизни, интересах, взглядах на современную культуру и литературу. Визуальный материал уже передан дизайнеру. Легко ли была достигнута договоренность с автором о создании музея его имени? Все-таки квартира – это личное пространство. По какому принципу будет создаваться музей Годины? Что будет показано в нем?

Николай Иванович отнесся к нашему предложению с большим энтузиазмом. Ему понравилось такое внимание. Он с желанием показывал достопримечательности своей квартиры, рассказывал про свою коллекцию камней.

– Как коррелируется концепция музея с основной линией творчества героя? Задействованы ли в создании музея какие-либо цитаты, отсылки к прошлому героя?

– Виртуальный музей писателей Южного Урала задуман как долгосрочный проект: каждый вновь поступающий курс магистрантов будет разрабатывать новые музеи-квартиры. Всего их задумано 30. Каждая «квартира» будет иметь свою визуальную стратегию, которая, конечно, соотносится с основной идеей творчества поэта, зависит от особенностей его личности. Открою секрет: когда мы будем делать страницу про Александра Самойлова, то свяжем виртуальный материал с самым известным его литературным проектом «Маршрут 91», который выложен в Google Картах. Что касается музея-квартиры Николая Ивановича Годины, то мы обдумываем художественное моделирование его квартиры, обсуждаем эту идею с нашим дизайнером.

– Есть ли у музея общий сюжет?

– Почему мы остановились именно на формате квартир-музеев? У Яниса Грантса квартира выглядит очень эстетично. Он осмысленно работал над её дизайном, который, кстати, и сам воплощал… Поэты – люди творческие. Они организуют пространство специфически, прорабатывая детали, чтобы оно помогало им в их поэтической деятельности.

Поэты, чаще всего, даже в наше время гаджетов творят за рабочим столом. Поэтому интересно посмотреть, как выглядит этот рабочий стол. Именно поэтому формат Виртуального музея писателей Южного Урала подразумевает создание музеев-квартир ныне живущих авторов, чтобы засвидетельствовать моменты творческого процесса здесь и сейчас, а также, чтобы уловить и  осмыслить взаимосвязь пространства, в котором работают поэты, с их произведениями.

Если мы посмотрим на рабочее пространство Николая Ивановича Годины, мы увидим его настольные книги. Это очень важно для понимания его творчества. Посмотрим на книжный шкаф, и осмыслим контекст творчества поэта. Коллекция камней, фотографии природы, которые есть у Николая Ивановича Годины –– все это имеет тесную взаимосвязь с его текстами. Важную роль в поэзии Николая Годины играют образы природы, образы гор, образы Южного Урала.

– Ключевые моменты каждого музея-квартиры, вероятно будут представлены в виде гиперссылок? И мы сможем, к примеру, виртуально «листать» рабочую тетрадь поэта?

– Да. С дизайнером и программистами мы эти моменты уже обсудили. Это возможно. Через гиперссылки мы будем выходить на отдельные важные элементы виртуальной квартиры.

– Это же очень интересно. Кликать, например, на картину, а под ней – стихотворение поэта…

– Да. Или аналитические эссе магистрантов об образах природы в  стихотворениях поэтов, анализ тем, мотивов.

– Какова роль студентов в проекте? Какие обязанности они выполняют?

– В настоящее время магистранты кафедры русского языка и литературы собирают визуальную информацию, посещают квартиры писателей Яниса Грантса и Николая Ивановича Годины, проводят фотосъемку, обработку фотографий, предоставляют эти фотографии дизайнеру, чтобы она создавала макет сайта. Магистранты также проводят видеоинтервью с писателями, которые должны помочь в создании их музеев. Уже созданы видео и аудиоматериалы, которые в дальнейшем помогут дополнить контент музея.

Например, когда магистранты посетили квартиру Яниса Грантса, они записали аудио, как поэт комментировал разные элементы интерьера, разные артефакты, которые у него есть в квартире. Очень интересный комментарий по поводу пудреницы, которая досталась ему в наследство от бабушки, или комментарии о подарках, которые он получал в своих поездках по области и по России.

У Годины подобные элементы связаны в основном с его профессиональной деятельностью. В квартире Николая Ивановича студенты также записали интервью, которое мы планируем разместить на сайте, разделив на фрагменты. В интервью Николай Година комментирует элементы интерьера квартиры, в том числе, коллекцию уральских камней, фотографии из своего альбома.

– Наверняка много черно-белых фотографий…

– Да. И это еще одна обязанность магистрантов – они должны взять архивы, фотоальбомы у Яниса Грантса, у Николая Ивановича Годины, оцифровать их и встроить на наш сайт. Контент нашего сайта должен быть уникален! Мы не планируем брать уже выложенные в интернет фотографии. Мы хотим представить то, чего в сети еще не было. Также студенты ходят на литературные мероприятия, в которых участвуют Янис Грантс и Николай Иванович Година, фотографируют поэтов в творческой среде, в общении с друзьями-поэтами.

В ноябре 2018 проходил мастер-класс Яниса Грантса, посвященный созданию поэтических текстов. Наши студенты-магистранты присутствовали на нем, написали пост в группе в «Вконтакте», которая посвящена Виртуальному музею и служит цели информирования аудитории о ходе проекта, привлекает будущих посетителей сайта.

– Как будет дальше развиваться проект? Как именно вы планируете дополнять музей Годины? Как будут выбираться новые авторы?

– Цели на два года реализации проекта поставлены вполне конкретные. Это создание проекта, посвященного двум поэтам, – Янису Грантсу и Николаю Ивановичу Године. После того, как этот проект будет завершен, у нас будет возможность пополнять новыми сведениями уже существующие музеи-квартиры и создавать новые. Программисты 3 курса ИЕТН разрабатывают уникальный для виртуального музея движок, позволяющий  людям, которые будут в дальнейшем заниматься сайтом, самостоятельно редактировать и добавлять материалы.

Дизайнер, активно задействованный в проекте, студентка четвертого курса кафедры дизайна АСИ. В этом семестре она готовит курсовую работу, в следующем семестре – диплом, который будет посвящен созданию макета Виртуального музея. На прошлой неделе у нас состоялось собрание с программистами, на котором присутствовали филологи-магистранты и дизайнер. Мы обговорили детали проекта, процесс взаимодействия друг с другом, этапы создания музея, его план, и полны сил и решимости работать! 

Юлия Руднева
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.