Ученые ЮУрГУ опубликовали монографию об Иване Грозном

18  и 19 октября в Москве прошли презентации монографии «Деятельность мастеров церковно-певческого искусства при дворе царя Ивана Грозного». Авторами стали зав. кафедрой теологии, культуры и искусства ЮУрГУ Николай Парфентьев и  профессор кафедры Наталья Парфентьева

Первая презентация состоялась в стенах всемирно известного центра искусства – Московской консерватории им. П.И. Чайковского, вторая − в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти события были приурочены к Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления современной медиевистики» (17-19 октября 2018 г.). Профессора Парфентьевы приняли участие в конференции  с докладом «Воплощение идеи духовного возвышения Руси в гимнографическом творчестве святителя митрополита Киприана и царя Ивана Грозного».

В монографии, великолепно изданной Издательским центром ЮУрГУ, на основе документальных и нарративных источников представлена история деятельности придворных мастеров церковно-певческого искусства в эпоху царя Ивана IV Грозного. Основное внимание уделено памятникам, раскрывающим пути развития изучаемого искусства. Среди них творения самого царя Ивана и выдающихся придворных мастеров, прежде всего – Федора Крестьянина.

«Эта работа обобщает наши исследования за последние 6 - 7 лет. С тех пор, как мы обратились к этой непростой теме − к теме состояния и развития при дворе царя Ивана Грозного профессиональной музыкальной культуры, представленной в те времена церковно-певческим искусством, выяснилось, что есть нераскрытые проблемы. Работа над монографией проходила непросто, пришлось изучить очень много архивных материалов», − говорит профессор Наталья Парфентьева.

Доклад и монография вызвали большой интерес участников конференции, на которой присутствовали ведующие специалисты страны. Было отмечено, что благодаря выполненной авторами работе, история отечественной культуры пополняется новыми яркими страницами, а также по-новому освещается культурный образ Ивана Грозного и трудившихся при его дворе мастеров.

«С Николаем Павловичем мы создали ряд как совместных, так и личных монографий. В данной работе требовалось объединить усилия профессионального историка, которым является Николай Парфентьев и мои профессиональные возможности, как искусствоведа», − продолжает профессор Наталья Парфентьева.

Рецензентами научного издания выступили: автор исследований по истории России XVI века В.А. Аракчеев, зав. сектором социальной истории  Института  истории и археологии  УрО РАН, доктор исторических наук, а также исследователь истории древнерусской музыки З.М. Гусейнова, зав. кафедрой истории русской музыки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

«Эта монография является неокончательным вариантом, потому что в  результате наших исследований выявилось еще несколько произведений государя, которые требуют дальнейшего осмысления», − говорит профессор Наталья Парфентьева.

Авторы  «с глубоким уважением и благодарностью» посвятили свою работу президенту ЮУрГУ, члену-корреспонденту РАН Герману Платоновичу Вяткину.

Марина Ковязина
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.