Механический цех краностроительного завода в Нязепетровске, являющийся памятником архитектуры и градостроительства, стал главным объектом исследования группы из девяти студентов-первокурсников Архитектурно-строительного института ЮУрГУ вместе с преподавателем Марией Федоровой.
С древнегреческим уклоном
В конце первого курса студенты, обучающиеся по специальности «Дизайн архитектурной среды», проходят учебно-ознакомительную практику на каком-либо историческом объекте. В этом году руководством кафедры было предложено здание старинного заводского цеха в Нязепетровске, это памятник архитектуры и градостроительства регионального значения.
Как рассказала руководитель практики, старший преподаватель Мария Федорова, несмотря на то, что архитектурный стиль, в котором построен цех, довольно характерен для промышленной застройки горно-заводской зоны, здание цеха на самом деле уникальное — оно не только отлично сохранилось, в нем до сих пор идет производственный процесс. Большинство подобных зданий в области уже или разрушены, или перестроены до неузнаваемости. Год постройки цеха в Нязепетровске точно не известен, это примерно конец 18 века, то есть цеху более двухсот лет и он почти ровесник города.
«Архитектурные элементы фасада цеха имеют отсыл к древнегреческой архитектуре. Квадратные модульоны по карнизу – чисто древнегреческого происхождения, такие же элементы можно видеть на греческих храмах, например, на Парфеноне. Их наличие на здании цеха легко объяснимо: русские зодчие учились по классическим греческим канонам. Внутри цеха находятся чугунные колонны – они несущие, то есть выполняют практическую функцию, но при этом стилизованы под классический стиль», – рассказала Мария Юрьевна.
По заданию студенты должны были сделать чертежи фасада цеха, выполнить его замеры, а также зарисовать здание и его архитектурные элементы в разных техниках: в карандаше и акварели. Пять дней по три часа ребята рисовали цех с натуры, а также, вооружившись рулеткой, измеряли его по периметру, высота же вычисляется по специальной формуле. Итогом практики станет альбом с полной исторической справкой по Нязепетровску и с подробным архитектурным описанием цеха. В отчет войдут также все живописные и карандашные иллюстрации, сделанные студентами.
Фольклорный набор
В рамках культурной программы гости посетили музейно-выставочный центр, зашли в центральную библиотеку, где приобрели для кафедры института книги об историческом прошлом Нязепетровска. Особое впечатление произвела на студентов и педагога художественная студия РДК г. Нязепетровска — уровень детских работ просто восхитил, на их взгляд, здесь есть не только на что посмотреть, но и чему поучиться.
В свободное от практики время группа гуляла по Нязепетровску. В поисках исторических достопримечательностей предпочтение отдавали не центру, а районам старых улиц, где надеялись найти старые купеческие дома, но их совсем не сохранилось. Сходили в Тверскую и Гамаюны, поднялись на гору Шиханку.
Приятно удивило будущих дизайнеров, что на окнах домов осталось на удивление много резных наличников, благодаря чему почти каждый второй дом сохранил свою первоначальную индивидуальность даже после установки евроокон. Наличники такие яркие и такие разные, что, по мнению Марии Федоровой, даже если их сняли, ни в коем случае нельзя их выбрасывать, а нужно собрать все, что стоит где-то по чердакам, и создать музей.
«В Нязепетровске очень хорошо сохранился провинциальный колорит: наличники, белые занавески, герань, кошка – просто полный фольклорный набор в каждом окне. А какие разнообразные по исполнению круглые и овальные кованые ручки на деревянных воротах! Они также заслуживают отдельной музейной экспозиции», – считает Мария Юрьевна.
Нязепетровске ей и ребятам понравилось решительно все. Когда перед поездкой они собирали сведения о городе, не раз сталкивались с понятием «социальное неблагополучие»; когда же приехали, увидели потрясающую красоту природы, радушный прием и открытых, доброжелательных людей везде: на заводе, в администрации, в гостинице, на улицах. Говорят, что по внешнему виду города незаметно никакой особенной неблагоустроенности, все вполне прилично, а если и есть какие-то мелочи, то это не более чем признаки естественной жизни.
Есть, по мнению Марии Юрьевны, и над чем в городе поработать: никак не проявлена территориальная идентичность Нязепетровска. Если район планирует привлечение туристов, то нужно постараться отразить дух местности и ее культурно-исторические особенности. Сейчас каждая территория стремится обозначить свою уникальность – например, в Златоусте это скульптурный парк под открытым небом «Бажовские сказы». В Нязепетровске пока эту функцию выполняет только деревянный медведь, стоящий на въезде в город.