Чему учит древнерусская литература? Интервью с доцентом кафедры ИСГН ЮУрГУ Эльвирой Ворониной

8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Этот праздник празднуется во многих странах, он приурочен ко дню памяти святых князя Петра и Февронии, брак которых называют образцом христианского супружества. Об истории праздника и воспитании нравственности рассказала доцент кафедры русского языка и литературы ИСГН ЮУрГУ, кандидат филологических наук Эльвира Воронина.

— Пожалуйста, расскажите об истории этого праздника.

— Этот праздник издревле почитался как день поминовения святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семейной жизни и христианского брака. Он примечателен тем, что это редкий пример в истории русской православной церкви, когда причислением к лику святых удостоили супружескую пару. Петр и Феврония — князь и княгиня, правившие Муромом в начале XIII века, которые, согласно преданиям, умерли в один день, 8 июля. Во времена советской власти об этом дне забыли, но он был возрожден в 2008 году по инициативе жителей Мурома, которые обратились к властям с просьбой учредить общероссийский праздник, который сейчас называется Днем семьи, любви и верности. Думаю, это было сделано потому, что на смену принципам советского времени должна была прийти другая система ценностей, и представители властей решили обратиться к дореволюционному наследию, христианской культуре.

— Почему брак Петра и Февронии называют образцом христианского супружества?

— В рамках курса древнерусской литературы мы изучаем повесть, посвященную князю Петру и княгине Февронии, которая была написана Ермолаем-Еразмом. Создание этого литературного памятника было приурочено к Московскому собору 1547 года, созванному митрополитом Макарием. Это произведение помогает понять, что значит для человека супружество, брачный союз. По сюжету, Петр был заражен страшной болезнью, и его тело было покрыто струпьями и язвами, и мы понимаем, что это обозначение болезни духа — гордыни. Петру было необходимо исцеление, но ему был нужен не просто лекарь, а особый врач. У нас возникает вопрос – кто же может врачевать душу? И в первую очередь к нам приходит на ум образ священника, к которому в минуту, когда смущается душа, можно прийти  и покаяться в своих грехах. Но, согласно христианской традиции, врачевателем может выступить также супруг или супруга. И в этом смысл христианского брака.

Всю древнерусскую литературу пронизывает тема спасения души, и в этом произведении она поворачивается особым ракурсом — супруг или супруга воспринимается как спутник во спасение. В повести говорится, что князь искал того, кто смог бы исцелить его от болезни, и когда отрок пришел к Февронии, она, прежде чем согласиться, произнесла такую фразу: «Аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его». Слово аще переводится как союз если, и в советское время эта фраза трактовалась очень поверхностно, в ней усматривали некоторую меркантильность Февронии: если ты меня возьмешь замуж, и я стану княгиней, то исцелю тебя. Но смысл этой фразы совершенно другой — Феврония говорит о том, что если она предназначена Богом быть супругой Петру, то сможет выполнить это высокое предназначение и излечить его от болезни духа.

Любовь в изображении Ермолая-Еразма — это не эмоция или влечение, а внутреннее глубокое чувство. Это любовь-самозабвение, любовь-самопожертвование, любовь-вспомоществование. Феврония готова связать свою жизнь с князем, который покрыт гнойными язвами, она согласилась стать его женой, несмотря на то, что никогда не видела Петра и не знала, что он за человек. Это ведь жертва. А жертва ради чего? Чтобы спасти его душу.

— В каких странах отмечается День семьи, любви и верности?

— Этот праздник отмечается в 45 странах мира, в особенности в тех, где проповедуют православие. Символом праздника является ромашка — цветок, почитаемый всеми влюбленными. Праздник отмечается в близких нам соседних странах – на Украине и в Белоруссии. На Украине 8 июля называют Днем семьи. В Беларуси название праздника соответствует нашему, и в этой стране проходят акции с благословения митрополита, где людям на улицах раздают ромашки и брошюры, кратко повествующие о святых Петре и Февронии. Проводятся круглые столы, посвященные семейным ценностям, которые способствуют воспитанию духовно здорового молодого поколения. В России этот день широко празднуется в Санкт-Петербурге, основные мероприятия разворачиваются на площади Искусств напротив Русского музея. Здесь устанавливают гигантские ромашки, на лепестках которых каждый может оставить признание в любви. Возле Михайловского сада размещают интерактивную площадку, которая называется «Портрет моей любви». Приглашаются художники, под руководством которых каждый может нарисовать любимого человека. По городу ходит «Автобус любви», в котором можно погадать на суженого, также проводятся шествия молодоженов.

Во всех городах нашей страны в этот день проходят награждения пар-долгожителей, также чествуются многодетные семьи, в которых пять и больше детей. Лучшим семьям России вручают медали «За любовь и верность», на одной стороне которой изображена ромашка, на другой – лики святых Петра и Февронии и лозунг – за любовь и верность. Следуя давним традициям, люди в День семьи, любви и верности ходят в церковь, подходят к иконе Петра и Февронии Муромских и просят благословить их семейную жизнь или помочь наладить отношения. Юноши и девушки просят святых привести в их жизнь человека, с которым они могут связать свою жизнь.

— Важно ли прививать знания об этом празднике и его традициях молодежи, студентам? Для чего это необходимо?

— Главное «предназначение» педагогов — воспитывать духовно здоровую молодежь, и значение этого праздника неоспоримо, потому что в наше время возникла необходимость упрочить семейные ценности. Мы замечаем, что институт семьи в современном обществе пошатнулся, сейчас не так много семейных пар-долгожителей, но много разводов. Браки заключаются легко и так же легко разрушаются. Очень важно определить те мерила, которыми может руководствоваться молодой человек или девушка при выборе супруги или супруга. Этот праздник посвящен семье, а семья — это высшее проявление любви в христианском понимании. Отрадно, что эти ценности утверждаются на основе повести о святых, покровительствующих браку. Их отношения олицетворяют постоянство, преданность и верность, одухотворенную любовь. Этим качествам учит пример святых. На парах древнерусской литературы устанавливается особая атмосфера: студенты стараются проникнуться теми сокровенными понятиями, которые раскрываются в этих текстах.

— Какую роль древнерусская литература играет в становлении нашей культуры?

— Древнерусская литература – в высшей степени нравственная, одухотворенная литература, она имеет духовный фундамент. Интересно, что эта литература не была развлекательной — вымысел, с точки зрения древнерусского книжника, был равен лжи, а ложь есть один из смертных грехов. В нашей литературе до XVI-XVII не было занимательных сюжетов, это были сакральные тексты, созданные «по благодати» – предназначенные для душеполезного чтения, первые творения были  написаны старославянским языком — языком Священного писания. Эта литература очень поучительна, назидательна, серьезна. Существует мнение, что «взлет» русской литературы Золотого века, прославившей нас в мировом сообществе, стал возможен потому, что в начале XIX века были найдены эти духовные сокровища, древние русские тексты. Темы, открытые древнерусскими книжниками (темы патриотизма, милосердия, преображения человека) оказались очень близкими для писателей XIX века, вдохновили их на этические и художественные открытия.

Азалия Шарафутдинова
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.