27 марта на площадке Южно-Уральского государственного университета прошел I Всероссийский научно-педагогический форум «Современный ребенок: какой он?».
Организаторами форума выступили Комитет по делам образования города Челябинска и Университетский образовательный округ «ЧелГУ».
Работа форума была организована по следующим тематическим направлениям: «Актуальные проблемы детско-родительских отношений» (площадка «ЧелГУ»), «Развитие одаренности современного ребенка» (площадка «ЮУрГУ»), «Комплексная безопасность современного ребенка» (площадка «ЮУрГГПУ»), «Досуговая деятельность детей» (площадка «ЧГИК»).
На площадке Южно-Уральского государственного университета в рамках секции, посвященной специфике развития одаренных детей в условиях современного общества, участники форума выслушали свыше 10 -докладов. Обсуждались вопросы, касающиеся одарённых детей в мире современного прессинга, признаков одаренности у детей дошкольного возраста, формирования познавательной активности детей как фактора развития одарённости идр. В работе данной секции с докладами выступили: Вера Грязева-Добшинская, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности»; Ирина Емельянова, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»; Ирина Евтушенко, кандидат педагогических наук, ЮУрГГПУ; Надежда Крыжановская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ЮУрГГПУ, Ирина Ордина, кандидат психологических наук, педагог-психолог МАУ «Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи» Центрального района г. Челябинска; Алина Аскерова, педагог-психолог МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»; Екатерина Баранова, педагог-психолог МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»; Оксана Ледкова, педагог-психолог МАОУ «СОШ № 56 г. Челябинска»; Алиса Мальцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология развития и возрастное консультирование» ФГАОУ ВО «ЮУрГУ»; Лада Мелтонян, кандидат педагогических наук, тьютор по работе с одарёнными детьми МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска»; Наталья Шептицкая, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Лицей № 11 г. Челябинска» и Павел Тараненко, к.т.н., доцент кафедры «Техническая механика» ЮУрГУ.
Целью секции было открытое обсуждение проблем, связанных с особенностями развития одаренных детей в современном обществе, укреплением профессионального взаимодействия и обменом опытом в решении проблем детства. По словам участников, на первый план теперь выходят не только способности, но и скорость индивидуальной интеграции — то, насколько быстро и эффективно ребенок способен развиваться, изменяться в соответсвии с требованиями динамичного, неопределенного и непредсказуемого «мира». Также важно то, насколько быстро ребенок способен предлагать опережающие идеи, создавая тем самым пространство для собственной персонализации.
Докладчики приводили примеры различных форм работы с одаренными детьми из опыта своих образовательных учреждений. Это, в первую очередь, сотрудничество с международными и российскими образовательными программами и центрами и программы, разработанные в рамках конкретных образовательных учреждений для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности. Также в докладах прозвучали некоторые рекомендации по взаимодействию с детьми как для родителей, так для педагогов и психологов.
Участниками форума в целом отмечено, что учет особенностей современных детей имеет решающее значение в актуализации возможностей социального партнерства, способствующего созданию современной безопасной познавательно-развивающей социокультурной среды, в которой происходит целенаправленное формирование успешной личности ребенка. Такое взаимодействие создает необходимые условия для поддержания и развития высокой мотивации детей и подростков к учебной и творческой деятельности, возможности для осознанного профессионального выбора, а также социализации детей и их интеграции в современное гражданское общество.