Ученые ЮУрГУ представили миру новые данные о влиянии стресса на организм человека

Сотрудники НОЦ «Биомедицинские технологии» Южно-Уральского государственного университета под руководством доктора биологических наук Вадима Цейликмана представили мировому сообществу новые данные о механизме нарушения тонуса коронарных сосудов при синдроме посттравматических стрессовых расстройств. Исследования выполнены в коллаборации с учеными из США и Белоруссии. В январе 2018 года по их результатам была опубликована статья в престижном научном журнале «Cellular and Molecular Neurobiology», индексируемом базой данных Scopus.

ПТСР или «бомба замедленного действия»

Посттравматический синдром или посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой комплекс симптомов нарушения психической деятельности, возникший в результате разового или повторяющегося внешнего сверхсильного травмирующего воздействия на психику человека. Часто у людей с посттравматическим синдромом наблюдаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной и других ведущих систем организма.

«Синдром посттравматических стрессовых расстройств является отдаленным последствием сильных переживаний, он связан с формированием психологических травм, поэтому риск развития этого заболевания достаточно велик. Как правило, синдром развивается, когда острота событий, казалось бы, отошла на второй план. Поэтому мы называем ПТСР – «бомбой замедленного действия».

Кроме негативных психологических последствий, ПТСР характеризуется поражением внутренних органов, в частности, сердечно-сосудистой системы. Механизмы этих поражений требуют глубоких исследований. В настоящее время учеными многих стран мира проводится экспериментальное моделирование сердечно-сосудистых нарушений при ПТСР. Данные эксперименты, к примеру, широко проводятся в США.

«Эти исследования, как правило, воспроизводят только один вид поражения сердечно-сосудистой системы – гипертонический, т.е. воспроизводят ситуации, связанные со стойким повышением артериального давления. Однако ПТСР многолик: наряду с артериальной гипертензией известны случаи, когда ПТСР приводил не к повышенному, а к пониженному артериальному давлению. Наша экспериментальная модель изучает множественные поражения внутренних органов, а не только сердечно-сосудистой системы».

Стресс поражает внутренние органы

Созданная в 2014 году в Южно-Уральском государственном университете экспериментальная модель по исследованию нарушений сердечно-сосудистой системы при ПТСР, сразу привлекла внимание российских и зарубежных ученых. В международный консорциум вошли коллеги из Витебского государственного медицинского университета (Белоруссия), лаборатории по изучению механизмов адаптации Института общей патологии и патологической физиологии (г. Москва) и Университета Северного Техаса (США). Посттравматическое стрессовое расстройство ученые моделировали путем содержания лабораторных крыс в условиях постоянного и неизбежного воздействия сильного раздражителя – запаха хищника.

«Мы обнаружили, что при многократном воздействии на животных к поведенческим расстройствам добавляются повреждения внутренних органов вплоть до признаков системного воспаления. Надпочечники теряют свою функциональную активность, а именно -  пучковая зона надпочечников, синтезирующая ключевые гормоны адаптации – кортикостероиды. Исходя из этого мы рассматриваем, что поражение зоны надпочечников приводит к срыву адаптации и поражению внутренних органов».

В результате исследования был выявлен новый механизм поражения сердечно-сосудистой системы при ПТСР, когда снижается системное артериальное давление и ухудшается работа сердца, в частности, тонус коронарных сосудов. Изучению также подлежат механизмы поражения других внутренних органов.

От экспериментальных исследований к клиническим испытаниям

В настоящее время география исследования расширяется. К международной коллаборации подключаются ученые из Словацкой академии наук, SPF-виварий Центра коллективного пользования генетических ресурсов (г. Новосибирск), лаборатория Института экспериментальной медицины (г. Санкт-Петербург). В Словакии уже получены первые результаты, заинтересовавшие ученых медицинского факультета им. К.Г. Каруса Дрезденского технического университета (Германия) и Института фармакологии Польской академии наук.

В планах ученых перейти от экспериментальных исследований к клиническим испытаниям, чтобы понять причину устойчивости некоторых пациентов к лекарственной терапии. Это позволит разработать новые медикаментозные и нефармакологические методы лечения для улучшения состояния людей, страдающих ПТСР. Объединение лучших умов мира, безусловно, позволит в будущем достичь значимых результатов в изучении механизмов ПТСР.

Ольга Романовская; фото: Виктория Матвейчук