Великий реформатор или антикризисный управляющий? В ХХ веке из-за преобразований государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина на него было совершено более 10 покушений, что не заставило премьер-министра свернуть с намеченного курса. Будучи ярым государственником, он сумел за короткий промежуток времени с минимальными ресурсами провести ряд глубоких, системных реформ, нацеленных, прежде всего, на формирование в России стабильного «среднего класса» и войти благодаря этому в историю свой страны. О том, какие уроки следует вынести из реформаторской деятельности Петра Аркадьевича Столыпина и может ли этот опыт пойти на пользу современной России мы побеседовали с доктором исторических наук, профессором, деканом Исторического факультета ЮУрГУ Игорем Сибиряковым.
– Какова значимость фигуры Петра Аркадьевича Столыпина в истории России?
– Масштаб личности в истории, на мой взгляд, определяется степенью сложности тех задач, которые этой личности предстояло решить. Задачи, которые должен был решить П.А. Столыпин в России в начале ХХ века, были уникальны! До него с такими проблемами никто из российских реформаторов не сталкивался. Судите сами: Столыпин должен был остановить первую в истории России революцию и не допустить второй.
Уникальность его личности и в том, что Столыпин проводил в России реальные, глубокие, системные и, что очень важно, болезненные реформы.
Третье обстоятельство, которое делает фигуру Столыпина, если не уникальной, то очень интересной для отечественной истории – это неоднозначная оценка его реформ. За небольшой промежуток времени отношение к личности Столыпина претерпело серьезные изменения. В СССР П.А. Столыпин, который осмелился выступить против революции, воспринимался значительной частью общества, как негативный персонаж. Пришли годы «перестройки», и Столыпин стал гениальным реформатором, великим государственным деятелем, произошла стремительная идеализация его образа.
Поэтому одна из главных задач форума, который состоится в стенах ЮУрГУ, и будет посвящен анализу исторического опыта столыпинских реформ - попытаться уйти от этих крайних суждений, выработать спокойный, менее политизированный, научный взгляд в отношении наследия П.А.Столыпина и рассмотреть возможности применения некоторых элементов этого наследия к решению тех проблем, которые в той или иной мере существуют в нашей стране. В моем понимании мы должны говорить скорее о тех уроках, которые мы можем извлечь, анализируя опыт государственных реформ, проводимых Петром Аркадьевичем Столыпиным.
– Какие из реформ Столыпина способствовали тому, что его фигура была «оправдана» потомками?
– Я не думаю, что речь должна идти о какой-то одной реформе. Скорее надо «оценить» готовность Столыпина решать важнейшие государственные проблемы, имея в своем распоряжении минимум ресурсов. Стоит вернуться к ситуации, в условиях которой он стал премьер-министром страны: Россия потерпела поражение в русско-японской войне, в разгаре первая российская революция, денег в бюджете не хватает даже на самые важные государственные институты и проекты, страна пребывает в состоянии внутреннего политического конфликта – это было крайне тяжелое время! В мирные, «тучные» годы его навряд ли сделали бы премьер-министром. А вот в условиях кризиса, когда никто не хотел брать ответственность на себя, он оказался востребован государством. Возможно, именно столыпинский опыт преодоления кризисных ситуаций был бы сегодня нам крайне полезным.
Столыпин относился к тем немногим государственным деятелям, кто понимал необходимость системных преобразований, так как российский кризис начала XX века не мог быть преодолен с помощью одной или двух реформ. Необходимо было реформировать почти все государство и почти все общество.
Первый шаг, который Столыпин сделал в рамках преобразований в России был выражен в его крылатой фразе: «Сначала успокоение, а потом реформы». Указ 19 августа 1906г. «О военно-полевых судах» создавал инструмент для жесткого пресечения любых проявлений террора. Силе революционного террора он противопоставил силу государственного аппарата. Столыпину удалось на время остановить кровавую вакханалию, приостановить террор, хотя полностью ликвидировать его он был не в состоянии. Затем последовала аграрная реформа как попытка развить так называемый «средний класс», который во всех индустриальных странах мира выступает лучшей защитой от революционных движений. Я думаю, что для Столыпина было совершенно очевидно, что опора Российского государства - это зажиточные крестьяне, умеющие и желающие работать, создающие материальные блага не только для себя, но и для страны.
– Делая ставку на «средний класс» понимал ли Петр Столыпин значимость образования для населения России?
Безусловно! Для Столыпина вопросы образования были одними из важнейших. Он понимал необходимость всеобщего начального образования и важность образования высшего. При его непосредственном участии были увеличены государственные ассигнования на развитие образования. Другое дело, что П.А. Столыпина, как государственного деятеля, очень расстраивала ситуация, которая сложилась в российских университетах начала XX века. Не секрет, что многие из вузов стали центрами либерального, а иногда и революционного движения. К сожалению, совместить эти три глобальные вещи - образование, свободу и борьбу с революцией - было для П.А.Столыпина на тот момент серьезной проблемой.
– В России создан «Столыпинский клуб», куда входят видные деятели образования и бизнеса, как вы думаете, чем была вызвана потребность в его создании?
Это свидетельствует о том, что бизнес стал интересоваться историей страны. Этот интерес носит, безусловно, прагматический характер и является попыткой найти в истории ответы на те вопросы, с которыми малый и средний бизнес сталкивается сегодня. И одна из главных проблем, частично объясняющих интерес к фигуре Столыпина – это сложные отношения между бизнесом и государством, между бизнесом и обществом. Пусть не покажется странным, но, наш взгляд, именно малый и средний бизнес очень заинтересован в стабильности государства. Опыт Петра Аркадьевича Столыпина показывает, что достичь прочной стабильности государства и обеспечить при этом его развитие очень непросто, потому что интересны государства, общества, бизнеса далеко не всегда совпадают. Это касается вопросов налоговой политики, правового регулирования, инвестиций. Один из важнейших уроков столыпинских преобразований, как мне кажется, это необходимость диалога! Возможно, форум «Наследие П.А. Столыпина – актуальная основа стратегии развития РФ», который пройдет в стенах ЮУрГУ в начале ноября 2017 года станет одной из площадок диалога, от которого выиграют все: и государство, и общество, и бизнес.