Жизнь как пример для подражания: ветеран войны Вениамин Михайлович Мысляев

 

В этом году мы отмечаем 72-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, многих ветеранов уже нет с нами, многие, в силу возраста, часто болеют и уже мало общаются с молодежью. Тем отраднее, что есть такие, как ветеран Великой Отечественной войны Вениамин Михайлович Мысляев. Он кандидат технических наук и до сих пор энергично продолжает свою научную и исследовательскую деятельность в стенах Южно-Уральского государственного университета руководит Межкафедральной лабораторией автомобильной электроники Автотракторного факультета Политехнического института ЮУрГУ.

Вениамин Михайлович Мысляев родился 14 октября 1926 года в деревне Буланцы Аргаяшского района Челябинской области. Сегодня в свои девяносто с лишним лет, отмеченный правительственными наградами и имеющий более 15 авторских свидетельств и патентов, он занимается любимым делом и продолжает свою педагогическую и научно-исследовательскую работу по совершенствованию поршневых и газотурбинных двигателей в рамках Проекта 5-100.

Интерес к этой теме появился у Вениамина Михайловича как раз во время войны, куда он отправился добровольцем в 17 лет, прибавив себе год, так как свидетельство о рождении сгорело при пожаре. Прежде чем уйти на фронт, Вениамин Михайлович попал в Уфу, где учился на курсах для водителей и механиков танков. Поэтому на войне он служил водителем СУ-100, заменив убитого однополчанина.

1952 танко-самоходный полк 209-й танковой бригады Мысляева принимал участие в сражении при озере Балатон в Венгрии. Это сражение в Большой советской энциклопедии приравнивается к сражению на Курской Дуге. Туда их бригаду бросили из резерва, и именно там Вениамин Михайлович получил боевое крещение: когда он вез на грузовике снаряды для танков, его машину обстреляли немцы. Молодому солдату пришлось прорываться обратно к своим под прикрытием бронетранспортёров.

Будучи шофёром Вениамин Михайлович развивал свой интерес к технике и точным наукам, который был у него ещё со школы.

«Наша бригада разместилась в брошенном венграми сельском доме. И однажды в небе мы увидели, что два советских самолета преследуют немецкий Фокке-Вульф. В какой-то момент немецкий летчик смог расцепить нашу двойку истребителей и сбил один из наших самолетов. Второй советский истребитель тут же подбил его. Оба пилота катапультировались, и мы увидели, что и немецкий самолёт, и лётчик упали недалеко от нас. Я и мой друг Борис Баженов, с которым мы познакомились еще в Уфе в автошколе, бросились к упавшему лётчику. Подождав, пока немец выпустит все свои патроны, мы подошли и взяли его «голеньким». Борис хотел сразу его расстрелять, но я, посмотрев его документы, увидел, что парень был нашим ровесником и решил его отпустить, так как война все равно уже заканчивалась. Но прежде чем отпустить, я внимательно осмотрел самолет и захотел его допросить, так как хорошо знал немецкий язык. Оказалось, что молодой немец был летчиком испытателем и это был новый самолёт. Он рассказал, что такое преимущество в скорости давал газотурбинный двигатель, который отличался от поршневых двигателей советских самолётов. Мне, конечно, стало обидно, что наших смогли достать, и я тогда решил, что буду заниматься созданием газотурбинных двигателей. Через некоторое время эти газотурбинные двигатели заняли место не только в военной, но и гражданской авиации и вытеснили наши поршневые двигатели», - вспоминает Вениамин Михайлович.

Вениамин Михайлович был награжден медалью «За боевые заслуги» за то, что он вывез из нейтральной зоны 19 саперов, которые проводили разминирование территории перед контрнаступлением под озером Балатон.

После войны Вениамин Михайлович Мысляев служил в армии в Южной группе войск сначала в Вене, затем в Болгарии до 1948 года. За время военной службы интерес к автомобилям не ослабевал. У него была возможность изучить множество марок автомобилей и отечественных, и немецких, и американских, так как после войны в Венгрии и Австрии было много брошенной немцами техники. Особенно его интересовали двигатели.

«После войны все машины, брошенные немцами, собирались в кучу. Немцы вырывали зажигание, но нам ничего не стоило их починить. Мы брали эти автомобили и готовились стать каскадерами. Разгоняли машину, вываливались из нее и бежали смотреть, как она свалится в овраг. Но больше всего меня интересовали двигатели трофейных автомобилей. Я копался с ними, пока полностью их не разбирал. И, конечно, знал уже чем буду заниматься дальше, - рассказывает Вениамин Михайлович. – Такой основательный подход у меня был во всём еще со школы благодаря моей учительнице Селезнёвой Елене Афанасьевне, которая преподавала математику, физику и химию. Она всегда требовала не просто пересказать написанное в учебнике, но понять суть материала. Того же я требую от своих студентов!»

После возвращения домой Вениамин Михайлович с отличием сдал оставшиеся школьные экзамены и в 1948 году поступил Челябинский механико-машиностроительный институт (ЧММИ, ныне ЮУрГУ). После окончания которого был направлен на работу заместителем начальника областной ГАИ. Но интерес к газотурбинным двигателям не ослабевал, и через пару лет он вернулся в стены родного института. В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию и стал работать на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» Автотракторного факультета.

Докторскую диссертацию Вениамину Михайловичу защитить не удалось, так как его отец, сельский кузнец, был репрессирован в 1931 году и сослан в спецпоселок под Уфой. В советское время этот факт стал серьезной преградой на пути получения учёного звания.

Сегодня Вениамин Михайлович Мысляев заведует Межкафедральной лабораторией автомобильной электроники, которая тоже была создана по счастливой случайности.

«В 1953 году в СССР было очень плохо с продовольствием, не было хлеба. Хрущев решил поднять целину. Комсомольцы-добровольцы все рвались туда. Стали искать специалистов, которые бы работали с техникой и могли бы работать на местах, создавались механизированные бригады. Организация «Челябцелинстрой» обслуживала эти бригады. В те времена мы любили с семьей летом путешествовать по России на машине. И в одной из таких поездок я познакомился с представителями «Челябцелинстроя», когда у них сломались машины. Я, конечно, помог им их починить. Когда мне нужны были деньги на создание лаборатории, то я обратился к ним. Им нужен был автобус, и для этого «Челябцелинстрой» помог мне открыть эту лабораторию», - делится своими воспоминаниями ветеран.

Вениамин Михайлович Мысляев всю жизнь занимается автомобилями и двигателями. И сегодня он занимается созданием двигателей с повышенными техническими, экономическими и особенно экологическими характеристиками. Продолжая жить и трудиться, несмотря на все жизненные и экономические трудности, Вениамин Михайлович служит отличным примером для молодого поколения. День Победы он встречает с большими профессиональными планами, среди которых и получение гранта, и написание научных статей, и, конечно, продолжение исследовательской деятельности.

 

Ольга Романовская, фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.