Английский язык для международного признания российской науки

 

С сентября 2016 года кафедра иностранных языков ЮУрГУ запускает пилотирование новой образовательной модели языковой подготовки профессорско-преподавательского состава и ключевого персонала университета «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов программы 5-100». О том, как изменится подход к изучению английского языка, мы спросили у курс-лидера программы Ксении Волченковой, заведующей кафедрой иностранных языков.

– Является ли проект «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов программы 5-100» радикально новым для нашего университета? Если нет, то что послужило предпосылкой для создания проекта именно в таком формате?

– Основой данной программы является курс углубленной лингвистической подготовки научно-педагогических работников университета «Лингва - ПНР», стартовавший в 2006 году, снискавший популярность у перспективных аспирантов, докторантов, соискателей, преподавателей, ученых ЮУрГУ и зарекомендовавший себя как эффективный долгосрочный, уровневый, модульный курс повышения квалификации. За 10 лет более 300 участников программы успешно прошли обучение в рамках данного курса, что позволило повысить публикационную активность сотрудников вуза в научных изданиях международных баз данных Scopus и Web of Science, разработать программы лекций по профильным предметам на английском языке, увеличить участие в международных стажировках.

Но мир стремительно меняется. То, что было востребовано и перспективно вчера, сегодня утрачивает свою актуальность. Количественно и качественно увеличилась академическая и профессиональная мобильность, назрела необходимость создания англоязычной среды в университете и решения амбициозной задачи выйти на глобальный уровень – соответственно, нужны умения и компетенции для разработки качественно новых учебных программ и чтения курса лекций иностранным студентам по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, необходимо владение EMI (English as a Medium of Instruction) как инструментом преподавания различных дисциплин в университете на английском языке. Интенсифицировалось международное сотрудничество – следовательно, стали востребованы навыки проектного менеджмента для участия в совместных международных проектах и подготовки успешных заявок на зарубежные научные, профессиональные и образовательные гранты на иностранном языке. Появились возможности получить длительную стажировку в зарубежном вузе или устроиться на работу в международной компании – а для этого, нужно подтверждение владения иностранным языком на определённом уровне, то есть, обязательна международная сертификация.

Поэтому, для более эффективного обучения языку ППС и молодых ученых в вузе необходима большая ориентация на международный опыт в сфере языкового обучения на продвинутом этапе, интеграция прогрессивных образовательных методик, и, безусловно, назрела необходимость в общепризнанной международной языковой сертификации.

– Какие задачи ставит проект?

– Программа «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов программы 5-100» как раз и нацелена на решение вышеупомянутых актуальных задач. Ключевая цель проекта – организовать многоуровневое повышение квалификации работников вуза в области английского языка с целью их последующей интеграции в международную образовательную и научную деятельность.

– Расскажите о структуре программы. Из каких этапов она состоит?

– Программа предполагает последовательное овладение английским языком на 6 уровнях в формате интерактивного аудиторного обучения (уровни А2 – С1 по общеевропейской шкале языковой компетенции). Кроме того, для слушателей, желающих освоить данный курс, но не обладающих знаниями языка в достаточной степени, с 2017 года мы предложим курс «Английский язык для начинающих», разработанный в системе MOODLE (пороговый уровень А0-А1 по общеевропейской шкале языковой компетенции).

В рамках более продвинутых уровней, начиная с В1+, участники программы могут последовательно осваивать следующие образовательные курсы: «Английский язык для деловых и научных презентаций», «Английский язык для выступления на международных конференциях», «Английский язык для профессионального общения в академической среде», «Английский язык для ведения переговоров», «Английский язык для чтения лекций».

Кроме того, в рамках программы предусмотрена уникальная возможность пройти онлайн курс совместно с Cambridge University Teacher «EMI» для овладения английским языком как средством преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин в вузе.

Также создатели программы учли необходимость в международной сертификации и разработали специальные курсы для подготовки к сдаче международных экзаменов: IELTS (International English Language Testing System) и TOEPAS (Test of Oral English Proficiency for Academic Staff). Слушателям, успешно окончившим курс подготовки к международному экзамену, предоставляется возможность сдать экзамен в авторизованном центре, при этом экзамен будет оплачен университетом.

Последний уровень обучения С2 предполагает освоение программы дополнительного профессионального образования с присвоением диплома об окончании курса профессиональной переподготовки «Английский язык для международной образовательной и научной деятельности».

– В чём заключаются конкурентные преимущества данного проекта?

– Как я уже сказала ранее, в чёткой продуманной структуре курса, релевантности образовательных задач профессиональным интересам слушателей, системности подачи информации, аутентичности языкового материала; коммуникативной направленности курса, однородности учебных групп по уровню владения языком, высоком профессионализме опытных сертифицированных преподавателей.

Я бы ещё хотела подчеркнуть, что наш проект нацелен даже не столько на улучшение профессиональных навыков, как на совершенствование универсальных компетенций, которые по мнению участников Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в январе 2016 года, востребованы сейчас и будут особо актуальны через 5 лет: комплексное решение проблем, критическое мышление, формирование собственного мнения и принятие решений, креативность, гибкость ума, и т.д.

– Как стать участником программы?

– Для того, чтобы изучать английский язык в рамках проекта «Внедрение лучших практик языковой подготовки вузов программы 5-100» потенциальному участнику необходимо быть сотрудником университета и владеть иностранным языком, минимум, на уровне А2 по общеевропейской шкале языковой компетенции. Как я ранее упоминала, если слушатель не обладает достаточной языковой подготовкой, у него есть возможность пройти онлайн курс «Английский язык для начинающих» или повысить уровень владения английским языком на курсах повышения квалификации при ИДО ЮУрГУ, а по завершении курса подтвердить полученные знания.

Процедура зачисления на программу обучения следующая:

  1. необходимо обратиться в ауд. 913 главного корпуса и написать заявление на участие в программе на имя проректора по международной деятельности Каточкова В.М.;
  2. заполнить анкету участника конкурса и написать эссе (2500-3000 п.зн) о своей мотивации изучать иностранный язык в рамках профессиональной деятельности (ниже дана ссылка на Анкету);
  3. пройти тестирование с целью определения уровня языковой подготовки;
  4. пройти устное собеседование с преподавателями программы.

Обращаться к администратору программы Татьяне Алексеевне Карелиной,  
ауд. 913 главного корпуса,
телефон: 267-94-56,
E-mail: karelinata[at]susu.ac[dot]ru, tatyanakarelina[at]mail[dot]ru

Контактное лицо по новости: 
Мария Ильина, тел.: 267-99-83.
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.